Проект «Епархия» / Факты о Рождестве Христовом | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Факты о Рождестве Христовом | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Факты о Рождестве Христовом

11.01.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=58415



Рождество Христово — второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Но стоит рассказать о малоизвестных фактах Рождества Христова.


В каком году родился Христос?

Казалось бы, все просто: новая эра считается от рождения Христа. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность на несколько лет.

Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно. Из Евангелия от Матфея известно: во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима — это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву» (от Матфея 2:19-21). Греческое слово «младенец» может означать не только грудного, но и любого ребенка. А детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.

Еще одна зацепка — год выхода Иоанна Предтечи на проповедь. Лука называет его точно: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» (3:1) — это 28 г. н.э. В это время Христу около тридцати лет — потому что на проповедь он выходит после Крещения от Иоанна. Если предположить, что Христос выходит на проповедь в 28 году н.э. в возрасте 32 — 35 лет, то год Его рождения колеблется в промежутке от 7 до 4 г. до н.э.

Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии?

В те годы мессианские ожидания в еврейском народе были особенно сильны, потому что Иудея находилась под властью язычников — римлян, а Мессию воспринимали как победителя врагов. В этом были уверены все верующие иудеи.

Ирод не был евреем и не был законным царём. Но всегда пытался заполучить симпатии евреев. Для этого реконструировал Храм, в 25 году до н.э. решил проблему голода, обменяв все золото дворца на хлеб в Египте. Но он был жестоким и подозрительным, сотрудничал с римлянами, поэтому популярности в народе он не снискал.

Весть о рождении Мессии не была для него радостной. Он боялся потерять власть. Привычный к убийствам и жестокостям, Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме. После этого он прожил не более трех лет.

Почему волхвы пришли поклониться Христу?

Хорошо известно, что волхвы, описанные в Евангелии от Матфея, пришли из Персии и были астрономами. А вот зачем им нужно было поклоняться Христу, знают не все.

Словом «маги» с древности было принято называть зороастрийских жрецов. Распространенный в Персии зороастризм — самая первая монотеистическая религия, обращенная ко всему человечеству, а не к конкретному народу.

Исторические связи между Древним Израилем и Персией присутствовали на протяжении веков: персы захватывали иудеев; действие книги пророка Даниила и книги Есфири происходят в Персии. Персы и иудеи благосклонно воспринимали друг друга как носителей веры в Единого Бога. Учение о воскресении мертвых, последнем суде и спасении в обеих религиях практически совпадают. Вот почему новая звезда Царя Иудейского — Спасителя мира — повела трех ученых жрецов из Персии в далекий Иерусалим.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли — кормушку для скота. Ясли в Писании упомянуты, а вот о пещере не сказано ни слова. 

Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, появляются в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.

Также пишет Ориген: «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том. <…> В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Почему рождественский символ — елка?

В народе появилось множество легенд, о том, как ангелы принесли Младенцу ёлку, как ёлка сама пришла поклониться и т.д. Но почему возникла эта легенда о ёлке? 

У германских племен задолго до принятия христианства ель была символом жизни. В Средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью.

А в исторических источниках впервые рождественская елка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами и орехами, оставив детям на «разграбление» в Новый год.

В России новогоднюю елку попытался «насадить» Петр I, но к Рождеству это отношения не имело — еловые ветки украшали город к Новому году.

Рождественские елки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века. В народе же рождественское дерево прижилось не сразу. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь и символизировала, в противоположность западноевропейской традиции, нечистую силу и смерть. Отсюда — сохранившийся по сей день обычай накрывать свежие могилы еловыми ветками.

Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом.

А сегодня рождественскую елку можно встретить даже у православных христиан Востока — и в окруженном пустыней Вифлееме стоят украшенные елочки и Санта-Клаусы с санями и оленями.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока — 6 января.

Почему же понадобилось праздновать Рождество как отдельный праздник?

Скорее всего, это произошло из-за борьбы православных против ариан, которые считали Иисуса не Богом, а просто творением. Поэтому выделение отдельного праздника, посвященного рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика