Проект «Епархия» / Крещение Господне. История и смысл праздника | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Крещение Господне. История и смысл праздника | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Крещение Господне. История и смысл праздника

18.01.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=46403



Крещение Господне — один из самых древних праздников христианской Церкви, завершающий Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. Само слово «крещение» произошло от греческого слова «погружение». Оно впервые встречается в Священном Писании, и связано с именем Иоанна Крестителя. Иудеи, приходившие к нему, смывали с себя («топили») грязь греха, погружаясь в воды реки Иордан, дабы предстать перед Мессией чистыми и обновлёнными.

Когда Господь Иисус Христос достиг возраста тридцати лет, Он всенародно вступил в Своё открытое служение для искупления рода человеческого. По ветхозаветному закону ранее тридцати лет принимать сан учителя или священника не дозволялось. Спаситель пришел на реку Иордан, где святой пророк Иоанн Предтеча приготовлял народ иудейский к принятию обетованного Искупителя, — и принял от Иоанна крещение в водах Иордана (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 21—22). Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный. В этот день было особое явление всех Лиц Божественной Троицы: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошёл на Сына, подтверждая таким образом Слово Отца (Мф. 3, 17), то есть засвидетельствовал об Иисусе Христе, что Он не пророк, подобный древним пророкам, и не ангел, но Единородный Сын Божий. Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришёл к реке, чтобы очиститься от них через крещение.

Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель Святого Крещения, — изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16).

О Крещенской святой воде

В сочельник, после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется Великим из-за особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события. Освящённая вода называется Агиасмой (по-гречески — «святыня»), или просто крещенской водой. Водоосвящение производится два раза — в Крещенский сочельник и непосредственно в праздник Богоявления. Вода, освящённая в Крещенский сочельник, ничем не отличается от воды, освящённой в день Богоявления, потому что водоосвящение совершается одинаковым чином — чином Великого водосвятия.

Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры, «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражии наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога». При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Её бережно хранят в святом углу, возле икон. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина.

По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

На Крещение в России принято купаться в проруби. Жёстких правил, как надо окунаться в иордань, нет. Как правило, купание представляет собой троекратное погружение в воду с головой. При этом верующий крестится и произносит слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика