Проект «Епархия» / Суть христианства — это вовлечение в Божественную жизнь, жизнь Пресвятой Троицы | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Суть христианства — это вовлечение в Божественную жизнь, жизнь Пресвятой Троицы | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Суть христианства — это вовлечение в Божественную жизнь, жизнь Пресвятой Троицы

25.01.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=58611



Проповедь протоиерея Виталия Кузьмина в день празднования Крещения Господня

Сегодня мы отмечаем великий двунадесятый праздник — Богоявление. Мы вспоминаем Крещение Спасителя в водах Иорданских и явление Пресвятой Троицы, поэтому этот праздник и называется Богоявлением. Но есть у этого праздника и другое название, к которому мы с детства привыкли — Крещение. Слово «Крещение» у многих ассоциируется с очередью за крещенской водой и купанием в проруби. Обычно священника спрашивают в эти дни: «До какого числа вода в роднике будет считаться крещенской? Где здесь ближайшая прорубь?». И очень редко можно услышать главные вопросы: «Какое значение у праздника Крещения Господня? Почему Спаситель крестился?». Оказывается, слово «Крещение» в оригинале звучит по-другому. На греческом языке оно звучит как «баптисмо» (βάπτισμα), что значит погружение. Кирилл и Мефодий, когда переводили Евангелие с греческого языка, сделали не прямой перевод этого слова. Словом «Крещение» они решили передать два понятия — погружение и сораспинание. Они помнили, что апостол Павел сказал: «Мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились». В слове «Крещение» корень «крест». Когда Иоанн погружал людей в воду, креста еще не было, поэтому они именно так перевели.

Само действие — погружение (омовение) — было известно еще до Иоанна Крестителя. Мы об этом знаем из Ветхого Завета. Несколько упоминаний есть, например, в книге Левит. Там говорится об обрядовом омовении для избавления от какой-либо нечистоты. Но Крещение Иоанново отличалось от ветхозаветного. Иоанн объявил о скором пришествии Мессии: он говорил, что надо готовиться к этому. Иоанн сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». То есть Иоанн Креститель, погружая людей в воду, крестил их в знак покаяния. В знак того, что люди признают свои грехи. Но Иоанново Крещение эти грехи не смывало, поскольку ответственность за грехи оставалась. Грехи не прощались. Крещение Иоанна всего лишь означало, что человек признает себя грешным.

Крещение Господне

Но почему надо было креститься Спасителю, если Он — второе лицо Пресвятой Троицы? Он не имел грехов, Ему не в чем было каяться, Он не нуждался в Крещении. Так почему Он крестился? Если мы посмотрим, что об этом пишут евангелисты, то увидим, что они этот вопрос обходят стороной. Все они описывают само Крещение, но не говорят, почему Спаситель крестился. Только у Матфея можно найти ответ на этот вопрос. В Евангелии от Матфея, которое мы сегодня читали на Литургии, сказано: «Когда Иисус пришел креститься, Иоанн смутился и сказал: „Это мне надо от Тебя креститься. И Ты ли приходишь ко мне?“. Христос ответил: „Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду“». То есть Христос крестился для того, чтобы исполнить всякую правду.

Что такое правда? Что такое правда Божия? Это замысел Бога. Каков замысел Божий? Замысел Божий — это спасение мира. И это спасение начинает разворачиваться во времени. Христос сказал: «Оставь теперь». Это значит, что подготовка закончилась, и наступило время действовать. Тем, что Христос крестится от Иоанна, Он показывает, что мир подошел к некой черте. Сначала было ожидание Мессии, а когда Он пришел, пришло время действовать. И мы читаем, что когда Иисус крестился, Он тотчас вышел из воды, и Небеса отверзлись, и увидел Духа Божиего, который сходил как голубь. Услышал глас с Неба, глаголющий: «Сей Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». То есть мы видим явление Пресвятой Троицы: слышим голос Бога Отца, видим Бога Сына, стоящего в водах Иорданских, и Бога Духа Святого в образе голубя.

Слова «Сын Мой Возлюбленный» мы встречаем в пророческой литературе, особенно у пророка Исайи в Книге Псалмов. И мы видим, что пророчества начинают сбываться. Написано: «Небо отверзлось». Иудеи считали, что после грехопадения Небо закрылось. Мы помним, что Адам был изгнан из рая, то есть Небо закрылось, а здесь Небеса отверзаются. Что это значит? Это значит, что Бог идет к человеку. Это значит, что происходит то, что пророки предсказывали уже не одно тысячелетие.

Крещение Господне

Также написано: «Дух Божий сошел в виде голубя». Сошел, как и во времена сотворения мира. Помните, с каких слов начинается Библия? Она начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Глагол «носился» можно перевести как «парил». То есть Дух Божий парил как птица. Дух Божий в образе голубя был при сотворении мира, а здесь тоже творение, только новое. Апостол Павел говорил: «Кто во Христе, тот новое творение». Древнее осталось в прошлом, теперь все новое. Человечество благодаря Иисусу Христу обновляется и исправляется, то есть оно как бы заново рождается. Помните, как об этом говорил Сам Христос? Он говорил это в беседе с Никодимом… Это Евангелие от Иоанна. Спаситель сказал: «Кто не родится свыше, тот не может увидеть Царства Божиего». Никодим спросил: «Как человек может родиться, будучи стар? Неужели он может снова войти в утробу матери и родиться?». Христос ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». То есть тот, кто не крестится и не примет Духа Святого, тот не сможет войти в Царство Божие.

Поэтому Спаситель и говорил Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел вам». Христос пришел именно ради этого. Ради этого Он родился и крестился. Он взошел на Крест и воскрес ради того, чтобы дать нам возможность заново родиться, чтобы сделать нас гражданами неба. В этом суть христианства. Часто христианство сводят к моральным нормам, но это неправильно. Христос пришел не для того, чтобы поднять нас на более высокий уровень нравственности. Он пришел для того, чтобы соединить нас с Собой, чтобы соединить нас с Богом. Суть христианства — это вовлечение в Божественную жизнь, жизнь Пресвятой Троицы.

И все заповеди служат именно этой цели. Почему нельзя грешить? Почему нельзя, например, пьянствовать? Потому что пьянство мешает человеку соединиться с Пресвятой Троицей. Почему нельзя осуждать и завидовать? Потому что это тоже мешает человеку соединиться с Богом. Мы так сотворены, а задуманы мы были еще до сотворения мира. Нас задумал Отец, сотворил Сын, а делает совершенными Дух Святой. Поэтому мы с вами должны дорожить усыновлением, которое получили от Отца через Сына в Духе Святом. А чьими мы с вами будем детьми, того мы будем и наследниками. Аминь.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика