Проект «Епархия» / Патриарх Ермоген и его время | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Патриарх Ермоген и его время | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Патриарх Ермоген и его время

03.03.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=59052



Статья написана в феврале 2012 года

А чем собственно, годы 1980 – 1990-е отличались от Смутного времени XVII века? Тот же полураспад государства, те же действия центробежных сил, возможно сейчас мы остановились у рубежа гражданской войны, а тогда было мощное крестьянское восстание под руководством Ивана Болотникова (1605 – 1606 гг.).

Текущий и предстоящие годы, это не только и не столько проведения спортивных и иных увеселительных мероприятий, но и годы памяти ушедшим благочестивым нашим предкам.

2012 год – 400-летие мученической кончины патриарха Гермогена (17 февраля по старому стилю), 400-летие освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября – ст. ст.), а также – 200 лет назад по стране катком прошлась Отечественная война 1812 года.

2013 год – 400-летие воцарения Романовых (21 февраля – ст. ст.), 100-летие причисления патриарха Гермогена к лику святых. В мае 1913 года в Москве широко прошли торжества прославления свт. Ермогена. Великая княгиня Елисавета Феодоровна специально сшила драгоценный покров на его гробницу и подарила Казанской Духовной академии лично ею писанную икону патриарха Ермогена.[1]

2014 год – 100-летие начала Первой мировой войны. Великой, Второй Отечественной, Великой Отечественной войны, как она тогда официально называлась. Кстати, от того времени в Казани сохранился лишь один памятник  на Арском кладбище участника этой мировой бойни, нашего земляка 19-летнего подпоручика Мейера. Погибших земляков торжественно хоронили на Арском военном, монастырских Зилантовом и Кизическом, но неумолимое и несправедливое время безжалостно стёрло все их следы. Вот такие памятные и патриотические события предстоит пережить нам в ближайшей исторической перспективе.

Русь и Россия не в первый раз и тогда, в XVII веке, и сейчас подвергалась и подвергается неурядицам и нестроениям. Вспомним процесс складывания Киевской Руси и распад единого государства на тринадцать удельных княжеств, процесс их дальнейшего дробления. Порабощение ордынцами, унизительное политическое и экономическое состояние, многовековая выплата дани.

И подъём, стряхнула летаргический сон, Иван III, Иван IV Грозный. Расширение жизненного пространства на восток. Но вместе с тем, опричнина, подрыв экономических устоев, смерть бездетного Феодора Иоанновича, пресечение рода Рюриковичей, смута.

Новый род, Романовы начинают чуть ли не с чистого листа собирать камни, цементировать государственные устои, пространство расширяется, включая Аляску, Финляндское княжество, царство Польское, Пётр I, Екатерина II, XIX век. И вместе с тем вольнодумство, декабристы, разночинцы, революционеры, большевики, меньшевики, эсеры.

Первая мировая война подрывает устои империи. 1917 год, революции, гражданская война, действие центробежных сил. На обломках российской империи образуются новые независимые государства – Финляндия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Украина. Ленин, коммунисты собирают разбитое зеркало, почти восстанавливают в дореволюционных границах государство.

Новая страна – СССР – выдержала испытания на прочность, что ярко и героически проявилось в годы Великой Отечественной войны. Но испытание сытостью не прошли, слишком были самоуверены в свой исторической правоте, не нашли ответа на новый вызов времени. Не сумели противостоять подрывным действиям внешних врагов и внутренней «пятой колонны».

С 1991 года на огромных евразийских просторах существует новое государство. Постепенно и неуклонно начинают срабатывать центростремительные силы в экономической, политической, социальной сферах. Таковы уроки истории.

Но вернёмся в Смутное время. Конец XVI – начало XVII веков вошли в историю страны, как «самозванщина», лихолетье. Одних самозванцев в это время проявилось аж 17 человек, а всего в многовековой России их было более ста человек. Куда там Франции (6 самозванцев) и Англии – всего один.

Династия Рюриковичей правила страной 736 лет (с 862 года). Но со смертью бездетного Феодора Иоанновича, сына Ивана IV Грозного, правящая династия пресеклась.

Борис Годунов стал первым на Руси царём, получившим трон не по наследству, а в результате выборов на Земском соборе. Будучи братом жены Феодора Иоанновича Ирины, он уже при его жизни пользовался неограниченной властью, выдавив многих на политическую периферию. Отправил в ссылку многих Романовых. Интересно, что бабушка Михаила Феодоровича, тёща Феодора Никитича Романова – Мария Шестунова была сослана в Чебоксарский Николаевский женский монастырь, где и упокоилась. Её могила была известна, по крайней мере, до начала 1930-х годов.[2]

Если бы Годунов был из рода Рюриковичей, то, несомненно, он вошёл бы в плеяду крупных российских правителей. Но ему не повезло со временем, выпавшим на его долю. 1601 – 1603 года – это «малый ледниковый период», накрывший Европу. Представьте себе, что Москва-река встала, т.е. покрылась льдом в первой декаде сентября, что вызвало неурожаи, голод, бунты. Не помогло и безпрецедентное решение царя – выдать хлеб из государевых закромов.

13 апреля 1605 года Борис Годунов неожиданно умирает. Через полтора месяца толпа убивает его сына - царя Феодора Борисовича, жену. На трон был возведён бывший беглый монах Григорий Отрепьев из московского Чудова монастыря, ставленник польских панов, вошедший в историю под именем Лжедмитрия I (гримаса истории – Отрепьев вышел из того же монастыря, в котором мученически завершился жизненный путь патриарха Ермогена).

Через год Лжедмитрий I был убит ворвавшимися в покои бунтовщиками. Его нагое тело три дня лежало на Красной площади, потом его сожгли и пеплом выстрелили из пушки в сторону запада, Польского государства с возгласом: «Откуда пришёл, туда и катись!»    

С 1606 по 1610 г. страной правил Василий IV Иванович Шуйский (тоже Рюрикович, но по линии младшего брата Александра Невского - Юрия). А буквально в 25 верстах от московского кремля лагерем стоял его противник Лжедмитрий II – «тушинский вор». По существу, это было время двоевластия, когда ни одна из сторон не имела численный перевес и не обладала реальной политической силой.

Группа бояр во главе с Фёдором Мстиславским («семибоярщина», как тут не вспомнить «семибанкирщину» времён раннего Ельцина) в 1610 году свергла Василия Ивановича и пригласила польских интервентов в Москву. С сентября 1610 по октябрь 1612 года захватчики находились в нашей столице.

Какое состояние характеризует страну в то время? Это полураспад государства, бесчинства лихих людей, неурожаи, голод, эпидемии, людоедство, бунты, по существу гражданская война. Пятьдесят городов присягли Лжедмитрию II. Казань отказала его ходатаям. Русские люди утратили чувство национальной и государственной сопричастности.

Я специально хотел показать состоянии страны, в которой находились наши предки, нисколько не драматизируя и не сгущая краски.

Время, нарастание кризисных событий потребовали на историческую авансцену людей, кто жизнь бы отдал за страну, кто своим словом, призывом возбудил бы в людях утраченные уже чувства сострадания и ответственности за судьбу страны.

И мы должны гордиться Собирателями Земли Русской – патриархом Ермогеном, казанским митрополитом Ефремом, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием, келарем Авраамием Палицыным, князем Дмитрием Ивановичем Пожарским, нижегородским земским старостой Козьмой Мининым, костромским крестьянином Иваном Сусаниным, казанским стрелецким головой Гордеем Афанасием Пальчиковым.

Патриарх Ермоген родился в 1530 году (ровесник Ивана Грозного). В 1574 году принял монашество. Будучи священником казанской гостинодворской Никольской церкви был свидетелем явления чудотворной казанской иконы Божией Матери. Оставил нам, своим потомкам «Сказание о явлении иконы и чудесах ее», прославившего Казань не только в православном мире, но и далеко за его пределами. С 1589 по 3 июля 1606 года он митрополит Казанский, Свияжский и Астраханский.

Гермоген избирается патриархом Московским и всея Руси и передаёт казанскую кафедру митрополиту Ефрему. Он неустанно рассылает грамоты по всей стране с призывом встать на защиту Православия, русской народности и государственности. Ещё в конце ноября 1610 г. отказывает польским послам в прошении благословить народ на присягу королю Владиславу.

В Казанском же крае за это ратовал митрополит Ефрем, который сломил сопротивление одного из соправителей казанских дьяка Шульгина, этого сепаратиста и бунтаря, подбивавшего местное население на отделении от Москвы. 

Ефрем передал с казанским ополчение, посланным для освобождения Москвы от польских интервентов, список с явленной Казанской иконы Божией Матери.  

Патриарха Ермогена польские сатрапы бросают в темницу Чудова монастыря, морят голодом, где он и умирает 17 февраля (ст. ст.). Но он успел указать и назвать имя боярина Михаила Феодоровича Романова, как достойного занять царский престол. Он благословил его на царствование.

До освобождения он не дожил всего восемь месяцев. Второе народное ополчение, возглавляемое князем Пожарским и Козьмой Мининым, 22 октября (ст. ст.) освободило Москву от поляков. Среди осаждённых царил голод, неразбериха, уныние и апатия.

Напомним читателям, что первое неудавшееся ополчение по освобождению столицы возглавляли Ляпунов и Заруцкий. Ляпунов вскоре был убит казаками, а Иван Заруцкий с Мариной Мнишек и её сыном Ванюшей, рождённого от Лжедмитрия II, бежали в низовья реки Яик, чтобы поднять восстание уже против Романовых. И здесь большую роль сыграл наш земляк, казанский стрелецкий голова Гордей Пальчиков. Вместе с московским князем Одоевским они пленили беглецов в низовьях Яика и через Астрахань доставили их в Казань.[3]

Так, что Марина Мнишек два дня и две ночи под усиленной охраной провела в темнице Казанского кремля, а затем их доставили в Москву. Опасаясь казацкого мятежа, Заруцкого везли отдельно от Мнишек. Его сопровождало 230 стрельцов, а её – шестьсот вооружённых всадников. [4] На территории некрополя бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря сохранилось захоронение Пальчикова.  Надпись на могильном камне гласит: «Лета 7133 (1624 года), сентября 30 дня преставися раб Божий Гордей Афанасий Пальчиков»

В Москве свершилась казнь – Заруцкого посадили на кол, трехлетнего Ванюшу повесили, а Мнишек прокляла род Романовых, сошла с ума и была утоплена в пруду одного из подмосковных монастырей. Романовы с кровью пришли к власти, с кровью и ушли, когда спустя 304 года в Екатеринбурге в подвале дома мещанина Ипатьева была расстреляна вся семья последнего российского императора, в том числе и 14-летний наследник престола Алексей. Богиня истории Клио – дама капризная и мстительная, жаль, что об этом мало, кто знает и помнит. А зря.

В 1818 году на Красной площади Москвы по всенародной подписке скульптором Мартосом был возведён памятник, на котором высечены слова: «Благодарная Россия князю Пожарскому и гражданину Минину».

В 1912 году состоялся конкурс на сооружение в Москве  памятника патриарху Ермогену, который должен быть установлен на Красной площади. Его выиграл известный скульптор Андреев.[5] Но, начавшаяся мировая война и революционные события 1917 года не дали осуществиться этому замыслу. В 1924 году на этом месте был сооружен мавзолей Ленина. И только спустя сто лет – в Александровском саду был поставлен памятник патриарху-мученику Ермогену.

До революции в Казани в Суконной слободе находился храм, освящённый во имя свв. Гурия, Варсонофия, Германа и патриарха Ермогена. Храм был снесён в 1933 г.[6] Сегодня в Казани нет храма с его именем, нет улицы, носящей его имя, нет памятника. Быстротечна человеческая память, коротка человеческая благодарность. А ведь подобные патриоты своего Отечества и Подвижники Духа рождаются довольно не часто.

У Казани не так уж много людей со всероссийской известностью и исторической славой. Почитать бы надо своих именитых земляков, тогда и о нас кто-нибудь вспомнит в историческом далёком.

 


[1] Известия по  Казанской епархии за 1913 год. – Казань: Издание Казанской Духовной академии. – С. 643.

[2] Известия по  Казанской епархии за 1913 год. – Казань: Издание Казанской Духовной академии. – С. 250.

[3] Козляков В.Н. Марина Мнишек. – М.: Молодая гвардия, 2005. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий. Выпуск 935). – С. 314.

[4] Соловьев С.М. Соч. в 18 книгах. Кн. V. Том 9. – М.: Мысль, 1990. – С. 26. Липаков Е.В. Дворянство казанского края в конце XVI – первой половине XVII вв.: формирование, состав, служба. Дисс…канд…истор…наук. – К., 1990. – С. 132 – 133.

[5] Комиссия по присуждению премий за проекты памятника патриарху Гермогену присудила первую премию скульптору Андрееву, вторую Алешину – Сухову, третью – Курпатову.  См.: Известия по  Казанской епархии за 1912 год. – Казань: Издание Казанской Духовной академии. – С. 1384.

[6]  Фролов Г.В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – С. 70.

 



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика