Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
16 Марта 2016

Великим постом 2015 года сайт Татарстанской митрополии размещал на своих страницах цикл публикаций по книге протопресвитера Александра Шмемана, подробно объясняющей смысл Святой Четыредесятницы. В сокращённом варианте цикл этот выходит сейчас на сайте «Православие и мир». Однако разобрать всю книгу знаменитого проповедника и литургиста в минувшем году мы не успели. Поэтому в ближайшее время на нашем сайте выйдет ещё несколько материалов по книге отца Александра Шмемана «Великий пост».


Нельзя извинить тех, кто этим пренебрегает

Как мы уже сказали, никто не может посещать все великопостные богослужения. Но каждый может быть на некоторых из них. Великим постом, прежде всего, надо чаще ходить в церковь и участвовать в церковном богослужении; нельзя извинить тех, кто этим пренебрегает. Конечно, здесь опять встречаются разные личные обстоятельства, индивидуальные возможности и невозможности, которые приводят к различным решениям, но решение как таковое должно быть; должно быть сделано усилие, должно быть постоянство. С богослужебной точки зрения мы можем предложить нижеследующий «минимум», цель которого не в духовно разрушительном чувстве исполненной обязанности, а в усвоении хотя бы самого существенного в великопостном богослужении.

Большое ежегодное приходское событие

В первую очередь, особое внимание должно быть обращено в приходах на надлежащее совершение вечерни в Прощёное воскресенье. Поистине трагично, что в стольких церквах эта служба либо вообще пропускается, либо совершается без должного внимания и заботы. Эта вечерня должна стать одним из больших ежегодных «приходских событий» и, как таковая, быть особенно хорошо подготовлена. Приготовление состоит из спевок приходского хора, объяснения этой службы в проповедях или приходских листках, выбора удобного времени, когда большинство прихожан может быть в церкви; в общем, надо сделать эту вечерню настоящим духовным событием. Потому что, повторяем еще раз, эта вечерня лучше и больше всего открывает нам значение Великого поста как времени покаяния, примирения, согласного начала постного пути.

Особые усилия — на Великий канон

Следующее за этой вечерней первенствующее место должно быть отведено первой неделе Поста. Особое усилие должно быть приложено к тому, чтобы хоть один или два раза прослушать Великий покаянный канон Андрея Критского. Как уже было сказано, смысл и цель богослужений этих первых дней направлены на то, чтобы ввести нас в духовное настроение Великого поста, то, которое мы назвали «светлой печалью».

Хотя бы один день посвятить Литургии Преждеосвященных Даров

Затем, в течение всего Великого Поста, совершенно необходимо, чтобы хоть один день был посвящен присутствию на Литургии Преждеосвященных Даров со всеми её духовными переживаниями — постом, превращением хотя бы одного дня в настоящее ожидание и суда и радости.

Не стоит оправдывать себя

Тут не могут быть убедительными никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее, ибо если мы будем исполнять только то, что «удобно» при условиях нашей теперешней жизни, то самое понятие постного подвига станет совершенно бессмысленным.

На самом деле не только в XX веке, но со времен Адама и Евы «мир сей» всегда препятствовал исполнению заповедей Божиих. Поэтому и в современном образе жизни нет по существу ничего нового, особенного. В конце концов, все опять зависит от того, серьезно ли мы относимся к религии; если да, то для восьми или десяти раз, что мы пойдем в церковь, потребуется минимальное усилие. Но, лишая себя этих восьми-десяти раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины великопостных богослужений, но, как мы увидим в следующей главе, того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.

Осмыслить на глубине

Мы продолжим изучение книги «Великий Пост» уже в пятницу. Протопресвитер Александр Шмеман подробно расскажет о смысле поста, а ещё о том, какой грех он считает самым большим из всех и почему. Понять смысл пощения на богословской глубине, осмыслить Святую Четыредесятницу как попытку возвращения к райскому состоянию — всё это бесконечно важно сегодня, когда тайна великопостного подвига всё сильнее покрывается многовековой пылью народных традиций, полуязыческих примет или — в противоположном случае — фарисейским чувством религиозного всезнайства и превосходства.