Проект «Епархия» / Что Вы не знали о празднике Преображения Господня | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Что Вы не знали о празднике Преображения Господня | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Что Вы не знали о празднике Преображения Господня

18.08.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=61387



В преддверие двунадесятого праздника Преображения Господня у многих православных христиан, которые только начинают свое восхождение к Богу и впервые переступают порог храма, возникает множество вопросов. Какова история этого праздника? Почему именно в этот день принято освящать яблоки и почему именно их? На эти и другие вопросы ответил клирик Свято-Вознесенского архиерейского подворья города Набережные Челны протодиакон Дмитрий Половников.


— Откуда пошел обычай праздновать Преображение Господне именно 19 августа?

— Известный церковный служитель, составитель церковно-славянского словаря протоиерей Григорий Дьяченко пишет, что установление точной даты празднования Преображения Господня мы обязаны празднику Крестовоздвижения. «Праздник Преображения Господня отправляется в Православной Церкви 6 августа (по ст. стилю) по следующим соображениям: Преображение Господне было явлением славы Божией, открывшим в лице нашего Спасителя возлюбленного Сына Божия. Но вместе с явлением славы Божией здесь соединено представление о Кресте Господнем. Небесные свидетели Преображения Христова, по сказанию Евангелия, беседовали с Господом Иисусом Христом о том, что предстояло Ему потерпеть за нас. И некоторые церковные писатели (например, Евсевий Кесарийский, Иоанн Дамаскин) полагают на основании слов евангелиста Матфея (16, 21), что оно было незадолго до пречистых страданий Господа нашего Иисуса Христа, именно за сорок дней. Значит, Преображение Господне было в феврале, а не в августе, как празднуется у нас.

Отчего же Церковь перенесла его с февраля на август? Причина этого в том, что без перенесения на другой месяц этот торжественный праздник приходился бы всегда на дни Святой Четыредесятницы, а это было бы несовместимо с великопостным служением и печальным покаянным временем Четыредесятницы. В 6-е число августа (по старому стилю), а не в другое какое время празднуется Преображение Господне по следующей причине: 14 сентября празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, в которое совершается празднование и воспоминание страстей Господних, а так как Преображение Господне было за 40 дней до Его распятия, то святые отцы, отсчитав от 14 сентября до 6 августа ровно 40 дней, постановили праздновать Преображение 6-го августа».

В установлении даты празднования какого-либо праздника, достаточно часто Церковь исходила из педагогических и миссионерских соображений. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев и т.д. Существует и такое мнение, что отчасти, дата празднования Преображения связана с борьбой с языческими пережитками.

— Когда был установлен праздник Преображения?

— По крайней мере, с V века известны слова святых отцов, посвященные празднику Преображения Господня. Последование этого праздника излагается в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII-VIII веков богослужебной книги, сборника фрагментов текстов Священного Писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемой во время богослужений для библейских чтений на Литургии.

Из VII века дошло до нас Слово на Преображение Господне святого Андрея Критского (635-680). В этом Слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

— Какой духовный смысл имеет этот праздник для человека?

— Нашей вере противостоит не столько неверие, сколько иноверие. И христианству со всей серьезностью в перспективе будет противостоять не атеизм исчезающего европейца, а вероучительные системы ислама и иудаизма. Мы не спорим с ними, есть ли вообще Бог, один ли Он управляет миром. И они, и мы знаем, что есть, что один, что управляет. Вопрос в нашем расхождении с ними в отношении к Иисусу Христу. Евреи пришедшего Мессию не признают, поэтому ждут иного. Мусульманин признает Ису только пророком, рожденным от Девы. А христианин верит в «Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век». Верить так, как верит иудей или мусульманин, христианину не пристало, нам нужно исповедать Сына Тем, кто Он есть: Светом от Света, Богом истинным от Бога истинного, рожденным, несотворенным. Единосущным Отцу, через Которого все было сотворено. Именно Преображение показывает нам, кто на самом деле Иисус, обошедший Палестину, евший простую пищу, радовавшийся и печалившийся и…даже плачущий. Иисус — Царь, имеющий равную славу с Отцом от начала времен. Он — Свет и нет в Нем никакой тьмы.

Этот праздник смыслообразующий и целеполагающий. Он показывает нам, Кто на самом деле есть Тот смиренный Иисус. Он — Царь, Которому кланяется Закон в лице Моисея и пророки в лице Илии. Когда Он сияет вечным светом Своим, тогда – «исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2). Когда Он во славе, тогда история закончилась, и началось блаженство. Собственно, это и дано было испытать, как некий начаток, трем апостолам и двум пророкам: история закончилась, и люди вошли в Царство вечным светом сияющего Царя.

Что касается содержания самого праздника, то богословская мысль, видит его с трех сторон. Во-первых, что есть Преображение для Самого Христа, что нового раскрыл Он нам в Себе? Здесь самый сокровенный момент Преображения, и потому святые отцы избегают пространно рассуждать о нем, чтобы земными словами не исказить несказанного. Во-вторых, рассматривается участие в Преображении святых пророков Моисея и Илии и апостолов ПетраИакова и Иоанна — эта сторона события освещается гораздо подробнее. В-третьих, Преображение Христово есть неиссякаемый источник нравственного научения и духовного назидания.

— Почему в Преображение освящаются плоды и почему до Яблочного Спаса нельзя яблоки? В каких источниках можем найти этот запрет?

— Это вопрос традиции. В священническом служебнике в месяцеслове первой находится молитва на освящение винограда. Дело в том, что в Греции (читай Византии) виноград поспевал как раз к этому времени. А первые плоды верующий человек всегда приносил в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая. Принесение и освящение первенцев (это относится как к людям, так и к животным и различным плодам) «стандартная» религиозная традиция, как для иудаизма, так и для языческих религий и христианство не могло остаться в стороне от выражения благодарности к Богу за плоды. Это сейчас магазины круглогодично предлагают все разнообразие плодов мира, а раньше, что выросло, то и ели. Так что, надо благодарить Бога за то, что выросло.

В России с виноградом своим плохо, поэтому, раз есть освящение, то надо под это освящение «подогнать» то, что поспевает к 19 августа — этим плодом и оказалось яблоко. Если у кого есть огород и там растет старинный сорт «антоновка», то он понимает, что яблоки к этому времени еще не успевают созревать. Поэтому все нормально, время выбрано правильное. Но в XX веке появилось много сортов яблонь, которые созревают в июле, да и привозных плодов в магазинах очень много и теперь этот запрет оказывается как бы подвешенным в воздухе. А если кто бывал на юге (Кубань и т.д.) то он видел, что все там созревает раньше и более того, освящение яблок там совершают на Петров день.

Вывод: 19 августа нести в храм яблоки со своего огорода можно и нужно. А есть их или не есть до этого срока, решайте сами или советуйтесь с вашим духовником.

В служебнике после молитвы на освящение винограда стоит молитва «о приносящих начатки овощей», которая в свою очередь, предваряется такой рубрикой: «Если же 6 августа вместе с виноградом или, за неимением винограда вместо него приносятся в храм для освящения яблоки и другие фрукты, то произносится еще и другая молитва – на благословение первых плодов и овощей. Эта же молитва произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения». А вот, кстати и сама молитва (в переводе на русский язык): «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (имя) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Как видим, в молитве нет ни слова про яблоко.

— Есть ли различия богослужений на Преображение и в чем?

— Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник и богослужение в этот день проходит согласно общей схеме праздника такого ранга. Бденная служба праздника совершается по Минее, Октоих не используется. Единственной особенностью праздника, пожалуй, является освящение плодов.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика