Проект «Епархия» / Феодоровская икона Божией Матери (1239 г.) | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Феодоровская икона Божией Матери (1239 г.) | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Феодоровская икона Божией Матери (1239 г.)

29.08.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=61537



По преданию, Феодоровская икона написана святым евангелистом Лукой. Первоначально она была обретена святым князем Георгием Всеволодо-вичем в часовне близ Городца (впоследствии — Нижегородской губернии). При нашествии Батыя Городец вместе с другими городами был опустошен и сожжен, жители же его перед тем бежали, а икону не успели взять с собой. Но в 1239 году она сама явилась костромскому князю Василию Георгиевичу в лесу, на сосновом дереве, во время охоты. Оказалось, что икона из Городца скрылась, и жители Костромы видели, как перед явлением ее князю нес ее по городу человек в богатой воинской одежде, очень похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

На месте явления иконы, на берегу реки Запрудни, основан Запрудненский монастырь во имя Нерукотворенного Образа Господня.

В прежнее время туда ежегодно 16 августа совершается крестный ход в память явления чудотворной иконы.

В 1239 году икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После его смерти в 1262 году младший брат князя Василий вернул чудотворный образ в Кострому.

В 1272 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным от святой иконы сиянием, пожигавшим подобно огню полчища их, обратились в бегство.

Феодоровская икона Божией Матери для нас особенно достопамятна тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Ивановна Романова благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясенный самозванцами и поляками. Известно, что он не решала дать свое согласие, и архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: “Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога”.

При виде лика Богоматери, Марфа Ивановна была глубоко тронута: поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: “Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним”.

Избранный царь немедленно был возведен на престол. Это происходило в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день поставлено праздновать Феодоровской иконе Богоматери.

В Москве в церкви Рождества Богородицы, что “на сенях”, в Кремлевском дворце находилась весьма чтимая икона Феодоровская — список с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Успенском костромском монастыре, принесенный в Москву из Костромы матерью царя Михаила Феодоровича Марфой Ивановной.

В Сызранском Вознесенском монастыре известна была явленная Феодоровская икона Богоматери. Эта святая икона явилась в 1713 году пастухам при верховье источника, находящегося ниже пригорода Кашпира Сызранского уезда, Симбирской губернии. Икона с крестным ходом сначала перенесена была в Кашпир, а потом, по желанию жителей Сызрани, в их город, в монастырский храм.

Кроме того, известны и другие свято чтимые списки с чудотворной Феодоровской иконы Богоматери, из которых особенно известны в следующих местах: в Нижнем Новгороде в церкви святого митрополита Алексия; в Феодоровском монастыре Балахнинского уезда, Нижегородской губернии; в Казани в Троицкой Церкви, поставлена там Гермогеном, святителем Казанским; в Моршанске, Тамбовской губернии, в церкви во имя Феодоровской иконы Богоматери; в Ярославле в храме во имя Феодоровской иконы Богоматери, созданном во 2-й половине XVII века, а также во многих других местах.

В Москве, кроме списка в Рождественской придворной церкви, находился еще и другой, очень древний и точный, список с Костромской иконы Богоматери — в храме, посвященном Ее имени на Малой Алексеевской улице (что в Рогожской), выстроенном по усердию прихожан в 1748 году.

Акафист >>



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика