Новости Марийской митрополии

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

11 Сентября 2018

В Неделю 15-ю по Пятидесятнице, 9 сентября 2018 года, епископ Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Волжска.

Его Преосвященству сослужили: благочинный Восточного округа, ключарь Волжского кафедрального собора – протоиерей Виталий Михеев, клирики собора – иерей Александр Усков, иерей Сергий Першаков, и диакон Иоанн Захаров.

На сугубой ектении была вознесена молитва о Украине. По окончании богослужения епископ Феофан поздравил верующих с воскресным днем и обратился со словом проповеди: 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь празднует память преподобного Пимена Великого, который родился в 340 году по Рождестве Христовом. Со своими двумя братьями он удалился в раннем возрасте в один из египетских монастырей, где они приняли иноческий постриг, подвизались строго во всех добродетелях, вели аскетическую жизнь. Преподобный Пимен, стяжав множество добродетелей и смирение, стал известен по всем окрестным селениям, как удивительный подвижник благочестия. 

Некоторые вельможи и правитель этой области призывали его к себе для духовных наставлений, но преподобный Пимен помыслил в себе так: «Если буду общаться с сильными мира сего, с высокопоставленными людьми, то и другие люди, простые, потянутся ко мне в большом количестве за духовной пользой, и тогда благодать смирения, которую стяжал от Бога, могу потерять через высокоумие о себе самом». Преподобный отказал во встрече правителю области, ради смирения перед Богом. 

Однажды преподобный Пимен, который любил переходить с места на место для своих духовных подвигов, чтобы оставаться в безвестности для людей, пришёл с учениками в одно из мест египетской пустыни, где неподалёку подвизался один старец. Преподобный узнал о том, что старец этот был уязвляем завистью к нему и не желал, чтобы святой Пимен жил где-то рядом. Желая уврачевать эту страсть в сердце подвижника, преподобный Пимен со своими учениками пришел к его келье, стал стучать в дверь, просил пустить его для беседы, но старец отвечал отказом. Преподобный сказал ему: «Мы будем стоять здесь неотступно, пока не увидим лика этого ангелоподобного человека, пока не сможем поклониться этому удивительному старцу». Внимая тому, что преподобный Пимен с учениками стоит посреди зноя дневного неотступно, ожидая встречи, старец всё же открыл дверь своей кельи и сказал преподобному Пимену: «Много слышал я о твоих добродетелях, но сегодня вижу, что душа твоя украшена добродетелями во сто крат больше, чем слышал о тебе».

К преподобному приходили за советом разные подвижники благочестия, такие же монахи, как он. Однажды преподобный Пимен узнал, что один из иноков постится неделю, и вкушает на седьмой день пищу, но при этом гневается на брата своего. Преподобный в назидание сказал ему: «Ты брат научился поститься и не вкушать пищу в течение шести дней, но добродетель свою делаешь напрасной тем, что в душе ненавидишь брата своего». Так как добродетель любви к ближнему выше чем пост и молитва, то брат, обличаемый преподобным Пименом понял свою ошибку и исправил её и с этого времени обратил внимание на добродетель любви к ближнему, чтобы пост не был самоцелью, а был второстепенной добродетелью, которая может помочь по-настоящему увидеть свои страсти и не осуждать ближнего, но любить его таким, какой он есть.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит, что Бога любит, а ближнего ненавидит, тот сам себя обманывает." Действительно, в каждом ближнем к нам приходит Сам Господь наш Иисус Христос. Если мы в человеке не видим образа Божия, но видим в нём постоянно какого-то врага, то это есть заблуждение. Всеобщий враг нашего спасения пытается смутить нас помыслами недобрыми по отношению к ближнему. Много раз обращал внимание, на помыслы, которые враг пытается внушить мне против ближнего. Причем он пытается оправдать их в моем сознании и доказать мне, что эти помыслы настоящие, что именно так и надо поступать по отношению к ближнему. Но преподобный Пимен, своими наставлениями из 4-го века, сегодня отвечает на мой вопрос: от Бога ли эти помыслы? Он говорит, что зло никогда не изгоняет зло. И если человеку, который сделал вам зло, вы сделаете добро, то вы победите зло, которое в нём. И оно не будет разрастаться между вами. Если в наше сердце приходят злые помыслы, вспомним о том, что зло злом не изгоняется, зло побеждается только добром, любовью, долготерпением... 

Мы не можем сразу стяжать любовь, как вершину всех добродетелей, но мы можем приложить усилия, чтобы с Божьей помощью постепенно прийти к этому удивительному дарованию Божию. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «В монастыре нужно быть либо железным, либо золотым». Думаю, что эти слова можно отнести не только к жизни в монастыре, но и к обычной семейной жизни. Преподобный Амвросий Оптинский под железом подразумевает терпение, а под золотом - любовь. Таким образом, он показывает нам, что нельзя сразу стяжать любовь. Какая-то маленькая искра любви живет в сердце каждого человека, но чтобы превратить эту искру в пламя любви к Богу и ближнему, чтобы эта любовь была основана на самопожертвовании, чтобы она была чистая и бесстрастная, нужно прожить много лет, стараясь жить во всяком благочестии и чистоте, проводя жизнь церковную, участвуя в Таинствах Исповеди и Причастия, сотворяя дела милосердия. Только с Божьей помощью можно очистить душу от страстей, иметь правильное понимание, что такое любовь и постепенно стяжать эту высшую добродетель. 

Размышляя над словами преподобного Амвросия Оптинского о "железе" и "золоте", мы понимаем, что сначала должны стяжать добродетель терпения, а потом уже Господь дарует нам добродетель любви. Пусть никто не думает, что перешагнув впервые порог церкви, он уже стяжал все добродетели и стал любвеобильным человеком. Враг рода человеческого пытается всех сбить с правильного пути. Он пытается человека искушать заходя с разных сторон. Наш невидимый искуситель живёт много тысячелетий и, до своего отпадения от Бога, находясь в состоянии святости, был одарён Богом разными талантами. К сожалению, после удаления от Бога, эти таланты он использует для погибели своей души и для искушения всех людей на Земле. Он пытается каждого отвратить от спасения, и поэтому, как тонкий психолог, он пытается изучить каждого человека и искушать его именно в том направлении, в котором у человека уже есть склонность к определённой страсти. 

Святой апостол Павел пишет об этом: «У каждого своя страсть, и каждый от неё искушается». Всего у нас восемь страстей и их корнем является гордость. Страсти есть у всех людей, но у каждого человека есть такая страсть, которую он не сразу может побороть, с которой он живёт как со второй природой своей, и может не всегда замечать её присутствие считая, что это вполне допустимо для его жизни. Мы не должны отчаиваться, обнаруживая в себе страсти, но и допускать их развитие несовместимо с преображением нашей души.

Наши подвижники, память которых мы сегодня празднуем - преподобный Пимен Великий, а также святые Нижегородской земли, все они для нас являются образцом той жизни, в которой они не хотели иметь страстей в своем сердце, они желали избавиться от них и претерпевали сильную внутреннюю брань. Удивительный духовный опыт, оставили нам в своих письменных трудах многие преподобные - это бесценное Духовное сокровище. Откроем ли мы с вами книгу Добротолюбие, которую перевёл для нас с греческого языка святитель Феофан Затворник. Откроем ли мы труды самого святителя Феофана Затворника или святителя Игнатия Брянчанинова, святого праведного Иоанна Кронштадтского - их мысли и изречения, сохранившиеся для нас в книгах, имеют бесценный опыт духовной жизни. 

Сегодня, празднуя память преподобного Пимена Великого, который в своей добродетели достиг великой высоты смиренномудрия, вспоминаем, что дожил он до глубоких 110 лет. Господь даёт многие лета за добродетельную жизнь. Постараемся же, насколько возможно, уподобиться тем святым, память которых мы ежедневно празднуем, изучим их жития, помолимся им и возьмем для себя пример их добродетельной жизни. Если мы читаем жития святых, то по слову преподобного Серафима Саровского, огонь духовной жизни возгорается в нашем сердце. 

Надеюсь, что Господь молитвами преподобного Пимена Великого и всех святых, ихже и память ныне совершаем, дарует всем нам прощение и оставление согрешений, Свою великую милость и помощь в деле нашего спасения."