Новости Марийской митрополии

Адрес сайта Марийской митрополии - www.mari-mitropolia.ru

 

14 Января 2012

14 января Православной Церковью празднуются Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Этот праздник относится к числу Великих и восходит к IV веку.

Согласно ветхозаветному закону на восьмой день после своего Рождества Иисус Христос принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления.

При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.

Господь принял обрезание, как пример того, что людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание и для того, чтобы никто не смог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.

В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен на новолетие, которое началось с того времени, как император Пётр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января (1700).

До 1700 г. Новолетие в России праздновалось 1 сентября старого стиля. (Исчисление церковного года и поныне начинается с 1 сентября). По указу Петра I Новый год в России стал начинаться с 1 января (ст. ст.) — 14 января (н. ст.). По традиции в этот день совершается молебное пение на Новый год с коленопреклонением.

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.

В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню», из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо «засевальных песен» проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето. Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь.

Пресс-служба епархии.

Яндекс.Метрика