Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Адрес новости: http://smoleparh.ru/News/View/3371
новости

7 марта 2012 г.

православный календарь: священномученик поликарп смирнский

священномученик поликарп смирнский родился около 80 г., жил в малой азии, в городе смирне (ныне измир). рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию ангела, благочестивой вдовой каллистой. после ее смерти юноша раздал свое имение и стал служить больным и немощным. его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ вукол смирнский. он посвятил поликарпа в диакона, поручив ему проповедовать в храме слово божие.
священномученик поликарп является мужем апостольским – это звание усвояется церковью тем святым, которые были учениками апостолов. поликарп смирнский был учеником апостола иоанна богослова и другом священномученика игнатия богоносца.
святитель вукол рукоположил святого поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на смирнскую кафедру. когда совершалось посвящение святого поликарпа во епископы, ему явился господь иисус христос.
святитель поликарп пользовался большой любовью и среди священства и среди своей паствы. священномученик игнатий богоносец, отправляясь в рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями) писал святому поликарпу: «как кормчим нужны ветры или обуреваемому – пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть бога».
в 161 г. на римский престол вступил император марк аврелий, в правление которого гонения на христиан приняли государственный статус. святой поликарп, своей широкой деятельностью известный всей малой азии, конечно. не мог остаться незамеченным. язычники требовали, чтобы судья искал святого поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей азии». в это время святитель поликарп по просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от смирны. когда воины пришли за ним, святой вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу.
будучи приведен на суд, святитель поликарп твердо исповедал веру во христа и был приговорен к сожжению. палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно сказал им, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. когда святому поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. тело священномученика поликарпа сожгли. смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.
священномученик поликарп скончался в 169 г. некоторые современные ученые от носят его кончину к более раннему времени, между 154 и 165 гг.
его страдания и смерть описаны в «послании христиан смирнской церкви к другим церквам» – одном из самых древних памятников христианской письменности. большая часть этого послания сохранилась в «церковной истории» евсевия (iv, 15-16). сохранился рассказ о святом поликарпе его ученика, святого иринея лионского, который приводит евсевий в «церковной истории» (v, 20):
«я был еще очень молод, когда видел тебя в малой азии у поликарпа, – обращается святой ириней к своему другу флорину. – ...я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный поликарп и беседовал, – мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами господа, – то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о господе, его учении и чудесах... по милости божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... итак, могу засвидетельствовать перед богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: "боже благий! до какого времени ты допустил меня дожить"».
из многих сочинений священномученика поликарпа сохранилось (в латинском древнем переводе) «послание к филиппийцам», которое, по сообщению блаженного иеронима, читалось в малоазийских церквах за богослужением. оно было написано святителем в ответ на просьбу филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя поликарпа письма священномученика игнатия богоносца. в этом послании поликарп, излагая главнейшие идеи христианской догматики, предостерегает от еретиков, излагает обязанности пресвитеров и диаконов, юношей и дев, супругов и вдовцов, убеждает к посту и молитве и т. д. кроме того, известны на латинском языке несколько «ответов» поликарпа, содержащих в себе изъяснение некоторых изречений иисуса христа.