26 апреля 2012 года в областном театре кукол прошел пасхальный спектакль «Встречи на Крестном пути», подготовленный учениками и преподавателями Оренбургской епархиальной православной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского. Ректор гимназии протоиерей Георгий Горлов перед началом представления рассказал, что на этот раз спектакль серьезный и даже грустный. Как почти все спектакли гимназии, он поставлен по сценарию преподавателя гимназии Ирины Витальевны Лежневой и рассказывает о последних днях и часах земной жизни Спасителя, Его Крестном пути. Постоянные зрители спектаклей епархиальной православной гимназии уже привыкли к красочности и зрелищности этих праздничных представлений, к обилию песен и танцев. Но на этот раз их было мало, что диктовалось сценарием. И все же, спектакль начался с танца и песни на стихи Алексея Плещеева:
Был у Христа Младенца сад, И много роз взрастил Он в нем. Он трижды в день их поливал, Чтоб сплесть венок Себе потом.
Когда же розы расцвели, Детей еврейских созвал Он. Они сорвали по цветку, И сад был весь опустошен.
«Как Ты сплетешь Себе венок, В Твоем саду нет больше роз?» «Вы позабыли, что шипы Остались Мне», – сказал Христос.
И из шипов они сплели Венок колючий для Него И капли крови вместо роз, Чело украсили Его.
Эта песня и исполнявшийся учениками младших классов тихий танец настроили зрителей, и все дальнейшее воспринималось с глубоким вниманием и сопереживанием. Действующие лица спектакля: Понтий Пилат и жена его Клавдия, ее служанка, римские воины; женщины, говорившие об отрекшемся Петре, христиане, Вероника, подавшая Иисусу плат, чтобы отереть лицо; Иуда-предатель, превосвященники… Сценарий полностью написан в стихотворной форме, все – монологи, диалоги и все разговоры действующих лиц, а также их костюмы – тщательно продуманы, по возможности приближены к действительности с учетом исторического периода. Самого Иисуса Христа на сцене нет, о том, что происходит с Ним, мы можем судить только по действиям и словам других. Спектакль, благодаря как прекрасному сценарию, так и высокому мастерству юных артистов, захватывает зрителей с первых же сцен: рассказа жены Пилата Клавдии, о страшном сне, который пророчит гибель ее мужу и позор их роду; совещания Пилата с первосвященниками, которые уже все решили – кого казнить, а кого помиловать… Тому, кто хорошо знаком с Евангельскими повествованиями, может показаться, что автор умелой рукой словно завел нас «за кулисы» происходившего там, в Иерусалиме, без малого две тысячи лет назад. Мы видим Иуду, решающего вернуть презренные деньги, полученные путем предательства и решающего удавиться. Видим жену Пилата, пытающуюся остановить неизбежное. Слышим стук сердца Его, идущего Крестным путем. А вот Вероника с платом в руках – платом, которым Он отер лицо, когда упал второй раз. Видим христиан и женщин, видим римских солдат – все они смотрят на Него – как Он идет, как падает, как гибнет, как сгущается тьма над Иерусалимом. И, хотя все мы определенно знаем, что воскрес Он – и тогда, и теперь, когда всю Пасхальную седмицу возглашали мы и в храмах, и на улицах, и в домах – «Христос воскресе!» – в этот момент мы смотрим их глазами на два тысячелетия назад, и больно нам, больно, и наворачиваются слезы… Велика сила искусства – можно этой силой унизить и возвысить – и человека, и все человечество. Можно воспитать душу ребенка чистой и чуткой, а можно ввести в норму его жизни грех… Хочется верить, что получив прививку добрых и светлых спектаклей православной гимназии, и зрители, и сами ученики смогут выстоять. Ведь у каждого из нас в жизни – свой крестный путь.