Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=345143
4 мая 2012 года 8:58
Сайт Нижегородской епархии. Текст Татьяны Фалиной.

Иеромонах Феодор, в миру Иван Игнатьевич Ушаков, родился в 1718 году в дворянской семье. В молодости он служил в Преображенском полку в Петербурге, но один случай заставил молодого сержанта сменить гвардейский мундир на монашескую рясу.

Однажды, когда Иван находился в веселой компании, один из его товарищей неожиданно упал на пол и тотчас умер. Эта внезапная смерть произвела на Ивана такое сильное впечатление, что он тайно бежал из Петербурга. Три года он прожил на берегах Двины, потом, когда перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, был найден сыскной командой.

В Петербурге на вопрос императрицы Елизаветы Петровны о причинах своего побега Иван Игнатьевич откровенно ответил, что спасение души предпочитает всем сокровищам мира сего. По его просьбе он был уволен в монашеское звание.

После трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской обители 13 августа 1748 года 29-летний Иван Ушаков принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Начальствовавший тогда в обители Высокопреосвященнейший Феодосий нарек новому монаху имя Феодор, тезоименно великому князю Феодору Смоленскому (память 19 сентября).

В Лавре Феодор подвизался около 10 лет, был отмечен будущим императором Петром III. Многие, однако, завидовали его славе, и в 1757 году преподобный просил начальство Лавры отпустить его в Саровскую пустынь Темниковского уезда Тамбовской губернии, куда и прежде хотел поступить. Вскоре его желание было исполнено.

Через два года жизни отца Феодора в Саровской пустыни число его учеников настолько увеличилось, что это стало смущать монаха, который и сам был всего лишь саровским послушником. Наученный горьким опытом благоразумной осторожности, он просил саровских отцов дать ему обедневшую Санаксарскую обитель, находящуюся в трех верстах от уездного города Темникова, на левом берегу реки Мокши.

Пустыннолюбивого Феодора пленили красота монастырских окрестностей и совершенное уединение, удобное для монастырского жития, и он сразу же твердо решил возродить Санаксар.

В то время Санаксарская обитель была бедной и полупустой. Феодор энергично взялся за благоустройство монастыря. В 1762 году Тамбовский епископ Пахомий, зная отца Феодора, начал убеждать его принять священство и стать настоятелем. По своему смирению старец долго отказывался, но все же через некоторое время согласился и был рукоположен в иеромонахи с поручением нести обязанности настоятеля.

По уставу, положенному Феодором, богослужения в обители совершались по 10–12 часов. Каждый брат был обязан немедленно исповедовать любой помысел своему духовнику. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжелобольных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. На дверях келий не было никаких замков. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. На общие монастырские труды – покосы, ловлю рыбы – обязаны были ходить все, включая настоятеля.

Для духовно-нравственного просвещения братии Феодор постоянно произносил поучения: в храме, за трапезой и в кельях - научая отсекать свою волю, внимать советам старцев и подвизаться тесным, скорбным путем. Не оставлял отец Феодор без наставлений и мирян, обращавшихся к нему за утешением и вразумлением. Богатым советовал не прилепляться к богатству, делясь им с бедными, бедняков призывал к неленостному труду и честному исполнению своих обязанностей.

Сама жизнь настоятеля была поучительной – старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость.

При такой благочестивой жизни имя Феодора становилось все более известным, встретиться с ним стремились многие. В 1765 году по указу императрицы Санаксарская пустынь стала именоваться Богородицким монастырем. С этого времени увеличилось число братии, и трудами отца Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная.

Когда еще Феодор оставил Александро-Невскую Лавру, за ним последовали многие его ученики и ученицы из Петербурга. Учениц он разместил в Николаевском женском монастыре в Арзамасе, откуда впоследствии они были переведены в Алексеевский девичий монастырь. Хотя общиной управляла настоятельница, благочестивые труженицы всегда обращались за советами к отцу Феодору.

Со временем преподобному пришлось пережить тяжелое испытание. По ложному доносу Темниковского воеводы старец в 1774 году был сослан в Соловецкий монастырь.

Там он прожил девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом, страдая от холода и сильного угара. Не раз отец Феодор был близок к смерти, и его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом.

Но и в этом месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая молитв к прохождению трудных путей монашества.

Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила и Высочайшему повелению Екатерины II отец Феодор получил полную свободу и возвратился в родную Санаксарскую обитель. С великой радостью монахи и монахини встречали любимого духовного отца, целуя его руки и кланяясь до земли. Благословив их, он благодарил всех за память и любовь.

Водворившись в своей любимой обители, старец продолжал усердно служить Господу. После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 года. Его погребли в обители, могила ограждена чугунной решеткой. Погребен старец у созданного им храма, на северной стороне. На могиле преподобного была положена плита из аспидного камня с надписью: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался».

Get the Flash Player to see this player.