Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 03:13

Покров Пресвятой Богородицы – удивительный праздник. Праздник, который поразительным образом произошел в результате нападения язычников-славян, наших предков, на Константинополь. И очень интересно и парадоксально, что этот праздник стал любимым праздником в России. Беседу ведет епископ Василий (Родзянко)

Это имеет глубокое духовное значение, потому что это означает, что мы можем каяться за своих предков и становиться на сторону врагов, казалось бы, потому что предки шли неправильным путем.

Что же именно произошло тогда, в ту давнюю пору, еще до крещения Руси?

Собор православных людей в Константинополе, то есть народ, собрался в храме, молясь Господу о том, чтобы Он защитил город от нападения варваров. И вдруг юродивый Андрей видит, как над всей этой толпой молящихся Пресвятая Богородица простирает свой Покров. Свой платок, который Она надевала, еще когда была на этой земле.

Он обращается к своему другу Епифанию и спрашивает: «Видишь?» И тот говорит: «Вижу».

И тот факт, что оба видели, означает, что это не просто было видение, а было реальное нечто, что можно было видеть двоим, и, таким образом, подтвердить один другого.

И вот с тех пор Покров, то есть защита Пресвятой Богородицы, простерт над всеми нами, над всеми православными христианами.

И опять-таки парадоксально, что те, кто был под этой защитой в Константинополе, их потомки, забыли этот праздник. Его нет больше у них. А те, кто нападали на Константинополь, — у них есть. Этот праздник действительно стал русским. Потому что нигде, ни в одной стране так он не празднуется, как в России.

Это значит, что народ наш несмотря на все свои прегрешения, исторические и личные, все-таки имеет в себе какую-то мощь правды.

Это самоотречение – историческое, народное – не случайно. Потому что оно ведет нас именно к тому, чтобы не представляться самим чем-то и кем-то, а наоборот смотреть в суть правды. Что действительно правда, а что нет.

Поэтому праздник Покрова Богородицы имеет очень большое нравственное значение. И не случайно, что это связано именно с Матерью Божьей. Потому что никто как Она не пережил то, что переживает один за другого в своей семье.

***

Об авторе

Епископ Василий (Родзянко)

Владыка Василий (Владимир Михайлович Родзянко) родился в Малороссии. В 1920 г. семья вынуждена была эмигрировать и осела в Югославии. В 1925 г. мальчик поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде; в годы учебы он познакомился с митрополитом Антонием (Храповицким) и с прославленным впоследствии в лике святителей епископом Сан-Францисским, а тогда ? молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), что не могло не оказать решающего влияния на всю его последующую жизнь. В 1933 г., окончив гимназию, В. Родзянко поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1937 г., а в 1938 г. вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника. В том же году он приступил к работе над диссертацией в Оксфорде, где пребывал и весь следующий год. Первую свою литургию о. Владимир служил (6 апреля, в канун Благовещения) под бомбами в г. Нови Сад. Во время войны о. Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. В 1949 г. о. Владимир был арестован титовскими властями и два года провел в лагере. В 1951 г. он был выслан во Францию, откуда переехал в Англию. С 1953 г. о. Владимир служил священником сербского храма в Лондоне, а в 1955 г. организовал православную передачу на русском языке на Би-би-си и сам бессменно вел ее до 1979 г. Иерейское служение о. Владимира было отмечено эпизодом, может быть, и обычным в жизни священника, но имеющим определенный исторический смысл: батюшка принимал предсмертную исповедь А.Ф. Керенского, и тем самым Господь как бы доверил ему зримое завершение определенного этапа русской истории. В 1979 г. о. Владимира постигло испытание: скончались матушка Мария и внук Игорь. В 1980 г. по принятии иноческого пострига его рукополагают во епископа Вашингтонского Православной Церкви в Америке. В том же году Владыка стал епископом Сан-Францисским и Калифорнийским. Владыка по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II почти полгода жил в Троице-Сергиевой Лавре, читая лекции и работая в библиотеке.

Pravmir.ru