Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Вчера, 22:22

11 декабря 2012 г., в Краснодаре в рамках празднования дня покровительницы города святой великомученицы Екатерины состоялись Шестые всекубанские Екатерининские чтения «Православие и наука в XXI веке». Приветственное слово Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора на пленарном заседании зачитал Преосвященный епископ Ейский Герман, викарий Екатеринодарской епархии.

Уважаемые представители государственной власти,
деятели образования и науки, всечестное священство!
Дорогие о Господе юные пытливые умы, представители кубанского студенчества,
а также старшеклассники, которые скоро вольются в
студенческое братство!

Сердечно приветствую вас на этом форуме, который уже шестой раз проводится в рамках празднования дня святой великомученицы Екатерины, покровительницы нашего града Екатеринодара-Краснодара. Вы все знаете, что святая Екатерина прославилась как мудрая дева, которая легко побеждала в научных дискуссиях ученых мужей. Она была христианкой, открыто исповедала свою веру и приняла мученическую кончину в 304 году.

Не случайно девиз чтений - «Православие и наука в XXI веке». Именно XXI век наконец развеивает миф, сложившийся еще в веке XVIII-м, о том, что вера и знание - враждебны друг другу. Следует оговорить, что этот миф имеет западное, европейское происхождение, а в восточной православной традиции вера и наука по большей части шли рука об руку. Уже в IV веке в Каппадокии мы встречаем великолепно образованных молодых людей, получивших лучшее по тем временам университетское образование и избравших для себя иное поприще. Я говорю об отцах-каппадокийцах - святителях Василии Великом, Григории Нисском, Григории Богослове, которые и после епископской хиротонии посвящали свои трактаты не только богословским проблемам, но и естественнонаучным теориям своего времени, писали по вопросам языкознания, культуры, литературы. В православной Византии ученость была нормой, логику изучали в старших классах школы, где также преподавалась и античная литература. Под университет был отдан знаменитый Магнаврский дворец, который строился как символ византийской государственности, и, кстати сказать, выпускником этого университета а затем, выражаясь современным языком, заведующим кафедрой философии в нем был святой равноапостольный Кирилл, один из создателей славянской письменности.

Нужно сказать, что особенно активно миф о конфликте веры и знания насаждался в атеистическом XX веке, который отмахивался от очевидного: практически все научные открытия предыдущих столетий были совершены верующими людьми. Да и в XX веке, и даже в безбожном СССР, находились ученые, открыто декларировавшие свою веру, например, академик Павлов.

Сегодня наконец мы очевидцы и участники процесса, когда рассеивается недоверие, когда изучение законов Божиего мира берет в помощь себе нравственные основания религии, когда теология, то есть богословие, вновь становится университетской дисциплиной и использует весь накопленный в XX веке гуманитарный инструментарий. И здесь решающее слово принадлежит вам - юным, не закоснелым в предрассудках и штампах предыдущей эпохи, любящим науку студентам светских и духовных учебных заведений.

Я желаю Вам помощи Божией по молитвам святой великомученицы Екатерины в трудах на ниве знаний. Пусть этот форум будет для вас плодотворным и послужит дальнейшему духовному и научному совершенствованию.

ИСИДОР,

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский


Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии