Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В Новосибирске продолжаются XVI Рождественские образовательные чтения, по традиции объединившие в духовно-просветительском формате Новосибирскую епархию Русской Православной Церкви и педагогическое сообщество города и области.



Заметным событием в ходе чтений на актуальную для российского общества тему «Традиционные ценности и современный мир», посвященных завершающемуся в нашей стране Году российской истории, стал на пленарном заседании доклад митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. В этот же день глава Новосибирской митрополии Высокопреосвященнейший Тихон встретился с журналистами и ответил на их вопросы, касающиеся как особенностей нынешних чтений, так и проблем духовно-нравственного состояния нашего общества, волнующих сегодня с полной мерой ответственности всех патриотически настроенных россиян.

Двери Церкви открыты для всех

— Искренне рад, что пресса сегодня интересуется церковной жизнью, — начал беседу митрополит. — Потому что сейчас Церковь возрождается быстрыми темпами и имеет большое влияние в обществе. Но поскольку мы выходим из советского, атеистического государства, когда Церковь не имела особого значения ни для общества, ни для государства, многие сегодня просто не готовы к этому новому положению Церкви.

Поясню: Церковь, конечно, не стремится к политической власти, мы добровольно сняли с себя эти возможности и приняли решение, что Церковь занимается народом — общественными вопросами, социальными, вероучительными, проповедью. Не участвует в политических баталиях, не предоставляет свои помещения политическим организациям, не участвует в депутатских гонках. Никого она также в этих вопросах не поддерживает, не ведет никакой агитации, пропаганды. Потому что, на наш взгляд, разделение по политическому признаку очень опасно. Мы говорим: каждый человек, каких бы он ни был взглядов, к какой политической партии ни принадлежал, может быть членом Церкви — двери наши открыты для всех людей.

— Владыко, что нового появилось в деятельности Церкви за два последних десятилетия?

— Эта деятельность успешно развивается — социальное служение. Может быть, вы заметили, что с улиц нашего города почти исчезли бомжи? Мы открыли для них два комплексных реабилитационных центра, один — для инвалидов. 200 человек теперь полностью находятся на церковном содержании. Они обогреты морально, живут в теплых помещениях, получают трехразовое питание. Те, кто может работать, трудоустраиваются. Но в основном это люди больные, и мы стараемся их лечить. Пытаемся восстанавливать им документы, некоторым даже пенсии. Словом, прилагаем все усилия, чтобы люди вернулись к нормальной социальной жизни.

Много работаем с наркоманами. Для них Церковью создано 17 реабилитационных центров и социальных гостиниц. Также ведем постоянную работу в государственных учреждениях — с детьми-инвалидами, детьми-сиротами, в тюрьмах, в армии. Причем надо заметить: к примеру, в армию Церковь сама прийти не может — только по приглашению. То же самое — места заключения. Нас приглашают. И должно сказать, при хороших взаимоотношениях с государственными структурами можно очень много сделать по перевоспитанию самых трудных людей. Поэтому то, что происходило недавно в колонии Копейска Челябинской области, у нас, уверен, невозможно. Помню, были мы как-то с журналистами в 18-й колонии (там был юбилей храма), так потом они написали такие отзывы: «Обстановка в колонии божественная». Более того, новосибирских заключенных, активных членов тюремных церковных приходов, с охотой принимают в других местах — они успешно прививают основы духовности в этой среде. За 20 лет Новосибирской епархией накоплен огромный опыт подобной работы.

Праздники духовного начала

— Рождественские чтения — один из примеров активного сотрудничества церкви с педагогами в сфере воспитания. Есть у нас и весенние чтения — Кирилло-Мефодиевские. Чем они схожи, чем отличаются?

— Рождество Христово сегодня в России — церковно-государственный праздник. И у новосибирских Рождественских чтений задача в первую очередь просветительская. Потому что многие люди не знают, что это за праздник. Знают, что от этого события идет наше летоисчисление, а в чем суть события — представляют плохо. Потому как советская власть в основном с Церковью боролась посредством невежества: не было литературы, мало было священников и храмов. Сейчас мы историю христианства, Церкви стараемся разъяснять. А поскольку воспитание подрастающего поколения в руках педагогов, именно для них мы проводим педагогические конференции, где стараемся донести не только смысл и содержание этого праздника, но и, конечно же, тот тысячелетний опыт в воспитании людей, который имеется у Русской Православной Церкви.
Тема нынешних Рождественских чтений — наши православные традиции и современный мир. В ходе их мы пытаемся все это увязать и разобраться — необходимо ли такое воспитание, нужно оно семье, школе, обществу или нет? Вот был я накануне нового учебного года на августовском педсовете и слышал: обсуждались в основном вопросы подготовки к 1 сентября помещений, оборудования школ и зарплата. Я спросил: а не забыли ли вы про учеников наших? Что это за личности, кого выпускаем мы из стен наших школ? То есть при возможности мы стараемся напоминать работникам образования о таких вещах.

Да, школе сейчас, конечно, трудно: реформирование образования, вся эта его перестройка — сложный процесс. С учителей требуют много, и в первую очередь предоставления качественной образовательной услуги. Но дело-то мы имеем с живыми людьми: невозможно у учителя покупать только знания, кто же тогда будет воспитанием заниматься?! Именно поэтому я обратил в своем докладе на чтениях внимание на такой момент: вокруг вроде бы немало говорится о духовно-нравственном воспитании, но когда рассмотришь ситуацию пристальней, мало кто этим озабочен. Вот посмотрите, сколько у нас магазинов, допустим, на Красном проспекте? А где можно купить духовно-нравственную, воспитательного плана литературу? Только не здесь. А ведь если эта — воспитательная — проблема в обществе существует, надо, чтобы ею занимались всесторонне. Чтобы были какие-то пособия, чтобы человек мог получить образец правильной жизни, чтобы книги эти были доступны…

Проблем много, вопросов много. Самые актуальные мы стараемся на ежегодных Рождественских чтениях рассмотреть.

Припадая к истокам

— Если же говорить о Кирилло-Мефодиевских чтениях, то их миссия — открыть для нового поколения наследие великих просветителей. А главная составляющая наследия — это современный русский язык, имеющий славянские корни — церковно-славянский язык, на который Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги, Священное писание.

Вот сейчас все говорят о кризисе русского языка — много сленга, иностранных заимствований — и чуть ли не о его гибели. На наших просветительских конференциях в мае мы пытаемся объяснить, что, в общем-то, русскому языку ничего не грозит, а его кризис — это показатель каких-то иных процессов: что-то происходит с нашим духовным и мысленным миром. Очевидно, есть какие-то неправильности в воспитании, в образовании, если человек не заботится о чистоте родного языка, не дорожит им как драгоценным наследием предков. Поэтому в ходе мероприятий, посвященных Дням славянской письменности и культуры, школьники города и области под руководством педагогов и священнослужителей стараются уменьшить пробелы в своем знании древней отечественной культуры. Причем идет обращение именно к первоисточникам. Например, учащиеся 132-й школы разрабатывали тему книги «Апостол» — первой печатной книги на Руси, созданной во время царствования Ивана Грозного первопечатником Иваном Фёдоровым. Кстати, мало кто знает сегодня, что был он диаконом… Это только одна деталь, которая всплывает при обращении юного поколения к истокам родной культуры. А сколько их открывается любопытному молодому взору при более глубоком, последовательном и серьезном погружении в древнюю историю Отечества... А так как все традиционное, древнее связано с Церковью и она является самым компетентным проводником по тем временам, именно Церковь должна здесь сказать свое веское слово.

ЦИТАТА
Из доклада митрополита Новосибирского и Бердского Тихона на пленарном заседании XVI Рождественских образовательных чтений:
«Если мы хотим воспитывать патриотов, то необходимо учить детей любить свою родную историю — и не только историю XX многострадального столетия, а всю более чем 1150-летнюю историю Российского государства. Напоминать надо молодежи, что история России началась не с 1917 года… Получая патриотическое воспитание на образах героического прошлого России, дети и молодые люди будут с верой и надеждой смотреть в будущее своей страны, стремиться найти свое место здесь и потрудиться для ее процветания.

Если человек патриот, то решаются многие проблемы, стоящие перед обществом. Человек, готовый в любой момент отдать свою жизнь за своих соотечественников, за их счастье и благополучие, не будет их обворовывать, обижать, унижать. Он самоотверженно будет им служить».

Образование и Православие / Татьяна ШИПИЛОВА, Советская Сибирь

Предыдущая новость: 21 декабря 2012 года в Тогучине прошла конференция «Традиционная культура к ...

(голосов: 1)

Версия для печати Просмотров: 16

Яндекс.Метрика