Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В дни Великого поста каждый православный христианин призван задумываться о смысле этого духовного средства для достижения истинного покаяния, которое может приблизить человека к потерянному блаженству в Боге. Именно поэтому Святая Церковь положила эти дни особого отношения к своему внутреннему состоянию, когда каждый может попытаться мысленно обратится ко времени первых людей Адама и Евы и понять их нравственное положение до грехопадения и после, сравнивая их время с сегодняшним.

"Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никто не вправе утверждать, будто до падения прародители не различали добра и зла. Они обладали силой ума, намного превосходящей наши способности. Адаму были известны сокровенные тайны природы, ему был дан дар пророчества.

Чтобы правильно понять смысл Божественного запрета вкушать плоды от древа познания добра и зла, полезно углубиться в филологию. В древнееврейском тексте Библии глагол «познавать» — «jada» — означает не чисто внешнее знание, а познание на собственном жизненном опыте. То есть Адам обязан был различать добро и зло, но он не должен был на своем опыте познавать зло, не должен был приобщаться к злу через нарушение Божественной воли. Ему следовало познавать только жизнь, истину, добро, источником которых является Бог. Это познание означало единение с Богом.

Есть и несколько иная точка зрения, согласно которой знание как таковое не является злом, но различение добра и зла предполагает более низкий уровень существования. Пока прародители пребывали в Боге, они устремляли к Нему ум и чувства, желание же познать нечто вне Бога, стремление познать зло означало бы удаление человека от созерцания Бога, отпадение от Него. Святитель Григорий Нисский говорит, что одно стремление познать зло было уже грехом".

/из курса по Догматическому богословию/