Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
02.04.2013 | |
Дорогие братья и сестры! Понятно, что историческое исследование, как любая наука, должно иметь свой инструментарий, критерии оценок, свою терминологию. Исследование истории любого Царствования следует начинать с осмысления понятия «власть», точнее с происхождения понятия «царская власть». А происхождение это является, бесспорно, божественным. Много сказано о царской власти в Священном Писании: «Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), «Мною цари царствуют, и повелители узаконивают правду» (Прит. Сол. 8: 15), «Слушайте цари и разумейте... От Господа дана вам держава и сила от Вышнего» (Прит. Сол. 6: 1, 3), «Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17), «Бога бойтесь, Царя чтите» (1 Петр. 2:17). Русский народ всегда благоговел перед своими царями, относился к ним с почтением, приветствовал наследников, потому что видел в царской власти залог своего благоденствия, своего счастья, так как знал, что она осенена Божией волей, Божиим Промыслом. Русский народ веровал в то, что ничего не бывает без Промысла Божия. Как говорит преподобный авва Дорофей, «а в чем Божий Промысел, то вполне хорошо и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас». Промыслом Божиим объясняется и принцип избранности. Избранничество, выражающееся в особой близости Божией, налагает на человека и особую ответственность за сохранение этой близости. Избранничество выражается в первую очередь в стяжании добродетелей. А «добродетели суть середина, тот царский путь, о котором один святой сказал: ходите путем царским и считайте поприща». Святой авва Дорофей, повторяя эту древнюю мудрость, под словом поприща понимал пути спасения. Таким образом, историческое исследование царствования династии Романовых может быть объективно проведено только в границах пути царского, направляемого Промыслом Божиим. А критериями оценки этого пути становятся дела на благо России и русского народа, вверенным в попечение венценосцам. России, как государству, на протяжении веков была присуща христианская государственность. В союзе с Церковью страна осуществляла в своем законодательстве идеи христианской справедливости и права. Используя мысль историка Льва Тихомирова, можно сказать, что существовало нравственное подчинение государства Церкви, которое обеспечивалось в свою очередь рядом обязанностей Церкви перед государством. Свобода, равенство, братство, эти желанные и роковые для России категории на протяжении длительного исторического периода понимались не иначе, как в системе подчинения государственной власти религиозному влиянию Церкви, осуществляемому путем гармоничного их союза. Многовековым опытом в Византии было разработано учение о государственно-церковных отношениях, и Россия, усвоившая византийский опыт, жила идеей союзности Церкви и государства. Поэтому и символы власти русских царей — Держава, Скипетр, Императорская корона и Шапка Мономаха были увенчаны православным крестом. Под скипетром Венценосных государей из Дома Романовых «государство Московское» стало обширной Российской Империей, раскинувшейся в берегах морей и океанов. Но не одним внешним могуществом и расширением своих границ Россия обязана преемникам Михаила Федоровича, заботами которых явилось возвышение Православной веры, народное просвещение, благоустройство государства и общества. Сердечно приветствую организаторов и участников конференции и надеюсь, что она дополнит наши знания не только о царствовании Дома Романовых, осмыслит его спорные и бесспорные достижения, но явится важным вкладом в историческую науку о нашем Отечестве. С благословением,
|