Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Интервью с благочинным Восточного церковного округа протоиереем Виктором Константиновым
05.06.2013

Указом архиепископа Курганского и Шадринского Константина от 8 февраля 2013 года благочинным Восточного церковного округа назначен о. Виктор Константинов. Мы попросили его рассказать о том, что делается и будет сделано.

— Батюшка, не могли бы вы дать краткую характеристику вашему благочинию?

— Округ охватывает шесть районов области, где проживает 110 000 человек. Люди нуждаются в слове Божием, здесь открыты пятнадцать приходов русской православной церкви. Десять из них имеют юридическую регистрацию, пять находятся на учете в епархии. В благочинии служат шесть священников. Храмы расположены и в районных центрах, и в крупных селах.

— Каково состояние храмов в округе?

— У нас — свои особенности, как исторические, так и современные. Эта территория начала позже осваиваться русским населением, и даже до 1917 года храмов здесь было сравнительно немного. В годы безбожной власти большинство из них снесли. Поэтому начинать возрождение православия священникам приходилось буквально на пустом месте. За последние два десятилетия, благодаря поддержке благотворителей были построены и открыты храмы в рабочем поселке Лебяжье, селе Золотом Макушинского района, в селе Частоозерье. За это мы должны быть благодарны Сергею Николаевичу Муратову, ООО «Русь», руководителям мясокомбината «Велес».

В Петухово в этом году два новоселья. Достраивается новый кирпичный храм во имя Святого Богоявления Господня, предстоит внутренняя отделка. Построен небольшой храм и на городском кладбище, он готов, но еще не освящен. В нем будут проводиться службы в дни поминовения усопших, отпевания.

В Макушино храм находится в приспособленном помещении. Места здесь достаточно, и в ближайшее время строительство не планируется. В прошлом году соорудили звонницу, в этом заказали колокола.

В Мокроусово строится новый храм Покрова Божией Матери, сейчас строители устраивают кровлю.

В рабочем поселке Варгаши построен цокольный этаж нового храма, в нем разместится крестильный храм св. Далмата Исетского. Приготовлена четвертая часть кирпича для верхнего этажа. Предстоит кладка стен. Я обратился с молитвенной помощью к св. Далмату Исетскому. Надеюсь, с Божией помощью мы выполним задуманное.

Есть несколько храмов в селах. В некоторых ведется служба, хотя бы по праздничным дням, другие пребывают все еще в запущенном состоянии. Отрадно, что появились желающие восстановить храм в селе Михайловском Мокроусовского района. В прошлом году навесили двери. Купольный крест храма села Михайловского хранится в селе Мостовском, мы намерены его вернуть.

— Достаточно ли священников в благочинии.

— Конечно, нет. Желательно, чтобы священник был в каждом приходе. Народ нуждаются в окормлении. Когда в храме ведется постоянная служба, у людей складывается потребность чаще приходить в храм, приглашать священника, чтобы он напутствовал больного, провел отпевание, освящение дома.

Священники благочиния пребывают в зрелом возрасте, о. Сергий Кержацких (Макушино), о. Иоанн Юшин (Мокроусово), о. Георгий Красников, о. Евгений Давыдов (Частоозерье) и я — протоиереи, о. Александр Иванов из Лебяжья несколько моложе нас, он — иерей. Сейчас требования к начинающему священнику строже, чем несколько лет назад. Тогда приходы в области открывались десятками, а священников не было совсем. Тогда в сан священника рукополагали с первых курсов семинарии. Мы учились заочно. Сейчас могут возвести в сан только с четвертого курса.

В наше время основной нравственный удар нанесен по семье. У нас в Варгашах на каждые сто браков в 2011 году приходилось 78 процентов разводов, в 2012 году — 72 процента. В приходах много мужчин, верующих, достойных, но их невозможно рекомендовать в сан, поскольку они женаты вторым браком. Мы просим, чтобы нам прислали священников, но пока не получается.

— Ведется ли при храмах православное образование?

— В каждом приходе открыты воскресные школы. Пожалуй, лучшая из всех — воскресная школа в Лебяжье, где занятия ведет Галина Васильевна Палатова. Занятия в школах ведутся с детьми до 12-14 лет. Потом мирские соблазны уводят их за собой, и наши бывшие воспитанники приходят в храм после перерыва в 6-8 лет, уже семейными.

— В школах ведется предмет «Основы православной культуры». Насколько он полезен детям?

— Состою в совете по духовно-нравственному воспитанию, этим вопросом приходится заниматься постоянно. У детей и их родителей есть выбор. Наряду с «Основами православной кльтуры преподается «Светская этика» и «Основы мировых религий». Православие выбирают 22-23 процента родителей. Но в разных школах отношение от благосклонного до прямо тротивоположного. Скажем, в Варгашинском районе «Основы православной культуры изучают 22 процента детей в 4-5 классах. Но в одной из сельских школ директор просто избегала встреч со мно, на мои неоднократные звонки отвечала, что не имеет времени. Я по договоренности привез книги, а библиотекарь, которой было поручено меня встретить, ушла в парикмахерскую. Но я терпеливо дождался, побеседовал, предложил подписать соглашение о сотрудничестве. Ответа пока не получил. С большим трудом лишь две семьи добились, чтобы их детям преподавали православную культуру.

В Частоозерском районе Восточная и Долговская школа выбрали только «Основы...», а Частоозерская средняя школа, наоборот, их избегает.

В Мокроусовском районе «Основы православной культуры» не велись совсем. «В чем дело, — обратился я к заведующей отделом образования. Не могут же все думать одинаково?» Мне пообещали разобраться. В следующем учебном году двое из 137 человек настояли, чтобы их дети изучали православие.

Порой у меня складывается впечатление, что мы находимся на чужой территории, что нам, священникам, стало войти в школу труднее, чем было раньше. Чиновники от образования, учителя, стали опасаться — вдруг нарушат инструкцию, сделают что-то не так. Почему-то недопонимание исходит от педагогов старшего возраста. С молодыми учителями найти общий язык проще, они понимают, как важно учить родной культуре.

В любом случае, при выборе предмета нужно разбираться в каждом случае индивидуально. Важно понять, на каком этапе происходит торможение — исходит ли оно от директора школы, учителя начальных классов или преподавателя, который будет вести этот предмет: увы, и такое возможно.

— Как складываются взаимоотношения священников и приходов с властями?

— По-разному. С одними хорошие отношения, с другими — формальные. Воцерковленных глав сельсоветов и районов очень немного. Президент, губернатор присутствуют на рождественском и пасхальном богослужении, и это видит по телевизору вся страна. На уровне сел и районов нашего округа ничего подобного нет. Я знаю, что сотрудники нашей Варгашинской администрации бывают в храмах Кургана, Чимеево, Далматово, а в наш храм пока приходить стесняются. Надеюсь, что с постройкомй нового здания положение изменится. Мы не собираемся никого принуждать, вера — чувство глубоко индивидуальное. Но среди предпринимателей, в том числе молодых, верующие есть, и это хорошо.

— Батюшка, расскажите о социальном служении Православной церкви.

— Социальное служение — это помощь людям, которые оказались в непростой жизненной ситуации. Здесь мы работаем вместе с культурно-образовательными центрами. Разработан совместный проект «Шаг навстречу». Его цель — помочь неблагополучным, неполным семьям, детям, попавшим в детские приюты, родителям лишенным родительских прав. Занимаемся профилактикой. В селах эта задача возложена на социальных педагогов. Вместе посещаем семьи, беседуем. Кому-то нужна духовная помощь, кому-то внимание, материальная поддержка. Помогаем здоровым многодетным семьям, которым в материальном плане нелегко. Совместно с отделом опеки и попечительства в этом году передали таким семьям пять теплиц.

Особенно трудно преодолеть порок пьянства. Приведу лишь один пример. В прошлом году решением суда у одной из семей поселка Лебяжье изъяли четверых детей. Суд дал испытательный срок в полгода. В апреле срок истек. Родители не создали условий. Суд продлил еще на полгода срок реабилитации. Лебяжьевский приход подключился — вспахали этой семье огород, дали семена. Организовали для родителей поездку в детский дом. Условия в нем прекрасные — а дети стали прозрачными, невеселыми, вялыми. Что-то осталось в их душе родителей — пообещали выполнить требования суда.
Проблемы такого рода мы обсуждаем довольно часто: проводим совместные семинары с участием социальных педагогов, священников, специалистов главного управления образования. Стремимся добиться, чтобы как можно меньше в нашем обществе было неблагополучных семей.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Собственно, я о них уже рассказал. Необходимо привлечь в округ священников. Будем искать. Знаем, что к нам намерены перебраться казаки из Казахстана. Будем налаживать и укреплять контакты со школами. Чаще заходить в школу — чтобы учителя и ученики привыкли, что мы есть. Видим пользу от социального служения, и будем продолжать заниматься этим. Ну и с нетерпением ждем, когда же будут построены новые храмы —прсторные, светлые, красивые. Ведь человек в поисках веры поначалу обращает внимание на внешнее оформление, а уж потом вникает в содержание богослужения.

— Христос Воскресе!

— Воистину Воскресе!

Беседу вел Анатолий Кузьмин.

Следующая >