Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

2 июля 2013 года представители Оренбургской митрополии выступили на международной встрече «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом».
По приглашению Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский – заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Оренбургской духовной семинарии; иерей Вадим Татусь – проректор по учебной работе ОренДС, председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Оренбургской епархии и Андрей Александрович Мишучков – преподаватель ОГУ и ОренДС, доцент, к. филос. н., – приняли участие в международной встрече «Международное сотрудничество и его роль в борьбе с терроризмом».
За круглым столом собрались представители духовенства и эксперты из России, Азербайджана, Казахстана и Киргизии. Российские и центральноазиатские исламисты оказывают друг на друга влияние, находясь в постоянной связи – к такому выводу пришли участники этой многосторонней встречи.
Открывая работу заседания, епископ Орский и Гайский Ириней призвал четко различать традиционный ислам и ваххабизм, отметив, что православное духовенство об этом отличии прекрасно осведомлено. Преосвященный епископ Ириней высказал надежду, что духовные лидеры мусульман будут разоблачать кощунственный характер заявлений радикалов, прикрывающих и оправдывающих с помощью цитат из Корана свои преступления. «Пока мусульмане, которые придерживаются традиционного ислама, не будут сами осуждать ваххабизм, остальные люди будут считать, что весь мусульманский мир также думает, как ваххабиты, – отметил епископ Ириней. – Особенно это важно, когда видишь, что творится в Сирии, которую уже покинуло 140 тысяч христиан» (полный текст доклада епископа Иринея размещен на сайте Орской епархии).
«То, что сейчас творится в Сирии, является наглядным примером того, что может повториться в России, – заявил председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман. – Ваххабиты в России служат не своему Отечеству, а зарубежным странам. Единственный бонус ваххабизма – это то, что святыни ислама – Мекка и Медина – находятся на подконтрольных им территориях».
«Если бы в России антиэкстремистское законодательство было хорошее, то у нас и религиозных экстремистов становилось бы меньше, и они бы уезжали из нашей страны», – обратил внимание собравшихся на несовершенство законодательства заместитель председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции России Роман Силантьев. По словам религиоведа, в Узбекистане или Таджикистане экстремистам за их преступления дают 10-12 лет тюрьмы, в то время как в России они получат максимум два года, причем, если они совершат это в первый раз, то могут отделаться условным наказанием. «Поэтому фундаменталисты из стран Центральной Азии переезжают в Россию, где чувствуют себя более вольготно», – отметил Силантьев.
Он привел также положительный опыт Казахстана в борьбе с «тюремным джихадом» – распространением радикал-исламизма среди заключенных под влиянием сокамерников-фундаменталистов. «В Казахстане создали специальные тюрьмы для последних, тем самым изолировав их от остальных заключенных. Если в России есть специальные колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов, преступивших закон, что мешает создать точно такие же тюрьмы для ваххабитов?» – недоумевает Силантьев.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов рассказал о влиянии салафитских проповедников из Казахстана на мусульман Поволжья и Северного Кавказа. Среди них Сулейманов выделил Абу Рината Мухаммада Казахстани (настоящее имя – Ринат Зайнуллин), чьи видеопроповеди уже привели к радикализации татарской и кавказской молодежи России. «Сейчас наметилась тенденция к взаимным стажировкам ваххабитов, когда из Центральной Азии в Дагестан едет молодежь, там она проходит идеологическую и боевую подготовку у „лесных братьев“. Известны случаи, когда радикал-исламисты Поволжья и Кавказа направляются в Казахстан и Киргизию, где они проходят обучение у своих более „продвинутых“ единомышленников», – отметил эксперт.
По мнению Сулейманова, формирование единого ваххабитского фронта по линии Северный Кавказ – Поволжье – Центральная Азия уже произошло, и в случае ухода с политической арены светских правителей этих стран к власти могут придти фундаменталисты, усилив свое влияние на своих сторонников в России.
Факт присутствия ваххабитов из России в Центральной Азии подтвердил казахстанский политолог Нурлан Альниязов: в одной из долин на юге Казахстана были обнаружены джамааты исламистов, свободно владевших русским языком. «Сегодня в Казахстане мы наблюдаем ситуацию, при которой идеологические различия разных течений исламского фундаментализма не играют для их адептов важной роли: ваххабиты без труда объединяются с „Хизб-ут-Тахрир“, последние будут поддерживать первых. И те, и другие спокойно относятся к „ДжамаатуТаблиг“ и „Братьям-мусульманам“», – сообщил Альниязов, подчеркнув, что точно такая же ситуация и в других республиках Центральной Азии и России.
Заместитель директора Института этнической политики из Киргизии Икбалжан Мирсайитов отметил парадокс: в Киргизии деятельность «Джамаата Таблиг» не запрещена, хотя во всех остальных странах Центральной Азии и России он признан экстремистской организацией. «В результате Киргизия стала молитвенным домом для этого исламистского движения из Пакистана», – отметил Мирсайитов. Наибольшую проблему, по его словам, сейчас представляют «интернет-имамы, которые ведут виртуальный дагват и джихад», вербуя через всемирную паутину новых сторонников среди молодежи.
Это признал советник президента Киргизии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму на религиозной почве Кадыр Маликов, заявив, что среди русскоязычных киргизов заметен рост салафизма, в том числе, под влиянием проповедников из России, чьи лекции можно просмотреть и прослушать в интернете.
Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов рассказал, что мигранты из Центральной Азии, приезжая в Россию, «попадают под влияние российских ваххабитов, и, возвращаясь к себе домой, начинают распространять фундаментализм у себя на родине». Он привел случай с Фарходом Халиковым, который, вернувшись с заработков в Тюменской области, организовал ваххабитский джамаат в родном поселке Киркудук, используя для этого идеологический багаж знаний, полученных в России.
По итогам встречи была принята резолюция, в которой участники отметили: в противодействии экстремизму и терроризму эффективны лишь жесткие силовые методы. Никакого диалога с религиозными экстремистами не получается. Современный терроризм и экстремизм уже не привязан к отдельной стране, а имеет международный характер. Поэтому для успешной борьбы нужна координация усилий различных стран – особенно тех, которые имеют общие границы.
Иерей Вадим Татусь

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://www.oepress.ru/iyul-2013-g/552-predstaviteli-mitropolii-vystupili-na-mezhdunarodnoj-vstreche-po-borbe-s-terrorizmom13.html#sigProGalleria6bef1ee7b1

Яндекс.Метрика