Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

3-6 июля 2013 года в Калининграде в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта в рамках «Летней научной школы филолога - 2013», инициатором создания и руководителем которой является Л.Г. Дорофеева, кандидат филологических наук, доцент кафедры славяно-русской филологии, прошел Международный семинар-дискуссия «Народная культура и Православие: словесность, история, искусство». Автором идеи семинара-дискуссии, научным руководителем и одним из его организаторов стал доктор филологических наук, профессор И.А. Есаулов.

Поскольку большинство участников проживали в Светлогорске, то и часть насыщенной программы проходила в конференц-залах гостиницы «Раушен» прибалтийского города. Работу семинара фактически начала Летняя научная школа филолога. Летняя школа – это три открытые лекции, ориентированные на магистров, аспирантов, преподавателей БФУ им. И Канта, и всех желающих, с последующим обсуждением.

Летняя научная школа

Д.ф.н., проф. Валерий Лепахин (Венгрия, Сегед) прочитал лекцию о народной иконе. Теоретическая часть выступления содержала конструктивную критику модного термина «народная икона». Валерий Лепахин, говорил об отсутствии четкого определения, понимания, когда же возникла народная икона, кто был ее создателем, где она была распространена, тем более, что были и другие наименования («самодеятельное искусство», «ремесленная икона», «наивная икона», «примитив», «расхожая икона», «крестьянская икона», даже «византийская»). По мнению лектора, «этот термин не нужен, он очень неопределенный, повисает в воздухе», иначе из «народа» придется исключить всех именитых иконописцев. В. Лепахиным были сформулированы основные признаки «крестьянской» иконы: стилистическая разнокачественность; глубина проникновения; процесс, неподконтрольный Церкви, стихийный.

Д.ф.н., проф. Наталья Видмарович (Хорватия, Загреб) представила глубокую и полную интерпретацию замечательной повести Н.С. Лескова «На краю света», подробно остановившись на эпизоде обсуждения различных изображений Христа. Н.С. Лесков акцентирует значимость личностного начала как в создании изображения, так и его восприятии (одна картина понравится дамам, другая – высоким сановникам, третья – дипломату и т.д.).

Проф. И.А. Есаулов в своем докладе защищал идею христианского «культурного бессознательного» в составе русской словесности. Анализ и интерпретация текста невозможны без понимания присутствия этого пласта в художественном творчестве. А как сделать такое понимание адекватным или хотя бы близким к зоне «спектра адекватности»? Условием понимания может стать особая методология постижения текста, которую И.А. Есаулов назвал «диалогом согласия».

Семинар-дискуссия

Основным докладчиком семинара выступил проф. И.А. Есаулов. Тезисы к обсуждению его доклада «Народная культура и Православие» были размещены для предварительного ознакомления в Интернете и в приложении к журналу БФУ им. И. Канта «Универсия». Главная идея выступления – это призыв дать интеллектуальный ответ дехристианизации, которая проникла в том числе и в сферу филологии, философии и культурологии. И.А. Есаулов говорил также о двух формах понимания взаимодействия народной культуры и Православия (антагонистичное, преобладавшее в атеистическое время, и «не столь антагонистичное»). Предметом критики в докладе стали мифопоэтические теории, концепция двоеверия, поиск дохристианских языческих корней в русском фольклоре. По мнению И.А. Есаулова, формы присутствия христианской традиции в художественном творчестве разнообразны, а культурное поле «многомерно»: «Границу между светским и духовным следует понимать не только как разделяющую, но и как соединяющую эти сферы в единстве отечественной национальной культуры как таковой: именно в последнем случае только и можно говорить о русской православной культуре».

В. Лепахин в своем отклике (фактически – содокладе) поставил вопрос о том, что такое «народное православие» и построил свое сообщение в форме полемики с Anonimus-ом из Интернета, много пишущем о «народном Православии». Докладчик отметил, что почему-то именно в связи с Россией говорят о народном Православии. В Румынии, Сербии нет такого термина. В России не было двух вер, а была «синкретическая вера, в которой есть язычество и христианство». Привязанность некоторых праздников к сельскохозяйственному календарю – это византийская традиция, а у иудеев есть праздник сбора урожая (прославление кущей). В. Лепахин напомнил, что у Церкви был выбор: либо стереть все дохристианские обычаи, либо принять ту их часть, которая христианству не противоречила. Церковь пошла по этому пути, а язычество ушло в субкультуру».

Развивая критику, В. Лепахин обозначил наиболее уязвимые точки концепции двоеверия: нет четких форм, не очерчен круг явлений, нет определения двоеверия, условий его появления, ничего не говорится о двоеверии других народов. Наконец, цель новых интеллектуальных построений, подчеркнул В. Лепахин, - это стремление показать, что русские были язычниками на фоне христианской Европы. На самом деле это не так и надо говорить не о «народном православии», а об «остатках язычества». «А истинное народное Православие – это церковное Православие», - подчеркнул венгерский профессор.

Дискуссия по докладу была оживленной, не всем удалось выступить, но всем было предложено написать свой отклик на сайт проф. И.А. Есаулова. Среди участников дискуссии выделим проф. В.Х Гильманова (Калининград), который говорил о призыве И. Канта хранить культурно-цивилизационную честность: либо нравственный закон, либо вечный мир на кладбище человеческого рода. «Наше состояние, - сказал В. Гильманов, - близкое к инфаркту сердца. Нам нужна грандиозная педагогика, нужны усилия, чтобы христианский идеал оправдал себя на фоне обострившейся проблем мира».

Поэт, переводчик и преподаватель из Москвы А.Ю. Закуренко обозначил «болевые точки» обсуждаемой темы и прежде всего вопрос о личности. Каков личный путь человека ко Христу, каков личный код? Народная культура дала образцы социального, культурного идеала, но где образцы личностного идеала? И один из центральных вызовов современного мира – вызов личности.

Протоиерей Владимир Теплов (г. Алатырь) согласился, что тема семинара затрагивает сущностные вопросы современной жизни, где царят произвол, вседозволенность, распущенность, стирание границ между добром и злом, и призвал: «Надо объединиться и верующим, и неверующим, чтобы лично для себя обрести опоры, ценности и смыслы».

Культурная программа – продолжение семинара

Эта часть семинара удачно встраивалась в общую программу и на самом деле приобщала всех к репрессированной ветви русского фольклора – его религиозным смыслам, которые сосредоточены, прежде всего, в духовных стихах, но не только. Композитор и музыковед-фольклорист Александр Захаров, актриса, сказительница Людмила Иванищенко (Санкт-Петербург) и руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андрей Котов практически каждый день дополняли и обогащали научную дискуссию своими музыкальными иллюстрациями. Они не только пели, но и как знатоки-практики много рассказывали. А. Захаров говорил, что церковно-певческая традиция находится в состоянии искусственного разделения, так как муссирование темы язычества было создано искусственно. У русского народа, по мнению А. Захарова, есть своя особенная нота в «мировом хоре славы Божией»: в русских протяжных песнях слышится тоска по утраченному раю и небесному Иерусалиму.

А. Котов согласился, что в советское время фольклористов воспитывали как язычников, а собирателям фольклора предписывалось ни в коем случае не записывать духовные стихи. Духовный стих, по мнению А. Котова, - это песня о присутствии Бога. Вместе с тем, по мнению композитора В. Мартынова, сейчас «культура расцерковлена, а Церковь раскультурена». То есть традиционный опыт нужно себе еще присвоить, понимая, что не всякая народная песня мудра.

А. Котовым было высказано также несколько интересных идей о причинах пения: «Пение – это органический крик, человек всему миру заявляет, что он есть. Он делится горем, радостью с небом, полем. Фольклор – пение людей, живущих в открытом пространстве, где низкие частоты не проходят. А вот церковное пение – это аскетическая дисциплина. Певчие на клиросе составляют «лик», то есть людей мира иного. Церковное пение особенно торжественное, так как это время жизни земной, которое я отдаю Богу».

А. Котов исполнял песнопения под аккомпанемент забытого инструмента – колесной лиры. История этого инструмента в советские годы грустна: еще в 30-е годы в России проходили съезды лирников и кобзарей, а потом инструмент стали уничтожать.

Научные доклады – продолжение дискуссии

Это был последний день работы, когда мы получили возможность услышать доклады, каждый из которых раскрывал одну из граней заявленной большой темы и нуждается в дальнейшем осмыслении и развитии. Перечислим их:

Протоиерей Владимир Теплов (Алатырь) – Народная культура и Православие, идеи целостности в восприятии традиционной и христианской культур

Гаричева Елена (Новгород) – Образ Николая чудотворца в христианских легендах и былинах

Лепахин Валерий (Венгрия, Сегед) Стихи духовные. Основные проблемы их интерпретации

Видмарович Наталья (Хорватия, Загреб) Грамота в народной культуре

Бойкова Ирина (Санкт-Петербург) Христианский «код» художественного образа

Дорофеева Людмила (Калининград) Предания и Предание в древнерусской агиографии

Комар Наталья (Казань) Проблема соотношения народной культуры и православия в дореволюционных трудах казанских ученых по древнерусской литературе

Сузи В.Н. (Петрозаводск) В забвении Образа и лика

Шараков Сергей (Старая Русса) Символ в смене литературных эпох

Мартьянова Светлана (Владимир) Народная культура и христианство в «новой религии» нигилистов (роман Ф.М. Достоевского «Бесы»)

Жилина Наталья (Калиниград) Фольклорные элементы в повести Погорельского «Лафертовская маковница»

Широкова Жанна (Москва) Изображение русского характера в прозе Е.И. Носова и народной культуре

Рубцова Людмила (Калиниград) Устные религиозные рассказы Калининградской области

Краснопевцева Елена (Москва) Народная культура и православие, личный опыт восприятия

Очень хочется надеяться на публикацию материалов семинара, тем более, как отметила Л.Г. Дорофеева, уже выстраивается основа не для обычного сборника материалов, а для коллективной монографии.

Презентация книги и творческий вечер

В рамках семинара состоялась презентация книги Л.Г. Дорофеевой «Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI – первая треть XVII века) (Калининград:Аксиос, 2013). Людмила Григорьевна в сентябре защищает докторскую диссертацию на эту тему, на сайте ВАК можно познакомиться с авторефератом и поддержать достойное исследование отзывом.

А напоследок Валерий Лепахин (литературный псевдоним – Василий Костерин), который вошел в короткий список номинантов Патриаршей литературной премии 2013 года, устроил творческий вечер – читал свою прозу и стихи.

Вненаучное общение

Оно тоже было насыщенным. Удивительно то, что практически все участники конференции исповедовались, а в день Рождества Иоанна Предтечи – причащались в Светлогорском храме преподобного Серафима Саровского. Низкий поклон за это одному из участников дискуссии и настоятелю храма, при котором действует просветительский центр «Наш дом», священнику Евгению Бокше.

Светлана Мартьянова.