Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

colspan="2"> Священник рассказал о том, как снять фильм за 4 месяца практически без бюджета, что дает режиссерская работа и почему обидны сравнения с Квентином Тарантино.

15 июля состоялась премьера фильма «Меня это не касается», снятого новосибирским священником протоиереем Александром Новопашиным, настоятелем Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского. Уже сейчас картину пригласили на пять международных кинофестивалей, а в августе фильм ждут в Лос-Анджелесе. Отец Александр в эксклюзивном интервью АиФ-Новосибирск рассказал о работе над картиной.



– «Меня это не касается» – третий ваш фильм. А почему вообще вы, священник, настоятель собора, решили снимать кино?

– Тому причин несколько, но основная – кино стало для меня новой площадкой для проповеди и поводом, приглашением к разговору, к полемическому обсуждению существующей проблемы. Всегда говорю, что мы открыты для любых мнений, лишь бы они были конструктивными.

К тому же я являюсь духовником двух кинофестивалей – «Русское зарубежье» и «Киношок». Общение с актерами, режиссерами, драматургами, участие в работе кинофестивалей подтолкнули меня попытаться создать что-то свое.
Первый опыт режиссерской работы был для меня в фильме «Перелом». Это короткометражное кино, посвященное проблеме молодежной наркомании. В этом фильме рассказывается о том, как мы занимаемся социализацией и реабилитацией наркозависимых.

Второй фильм – «Царь Болгарский», о ныне живущем последнем православном миропомазанном царе мира Симеоне II. Он стал правящим монархом в 6 лет, а в 9 лет был свергнут коммунистами. Мое знакомство с ним было промыслом Божиим. Я путешествовал по Болгарии и зашел в один из монастырей помолиться. Насельницы попросили меня расписаться в книге посетителей, и я увидел, что передо мной в ней расписался 36-й Болгарский Царь. Позже я снял о нем фильм, который получил 8 наград на Международных кинофестивалях. И вот теперь выходит в свет мой третий фильм.

Новогодний сценарий


– О чем он?

– О недуге, о зле наркомании. Фильм тяжелый, основан на реальных событиях, с материалом проблем не было. В Новосибирске есть семь общин наркозависимых, и более десяти общественных организаций, окормляемых РПЦ, которые занимаются реабилитацией этих ребят. И есть немало людей, которые пройдя этот путь готовы делиться своим печальным опытом со окружающими. В России хромает профилактика наркомании, а работа с молодежью предполагает масштабную деятельность. У нас уже есть опыт профилактики негативных зависимостей, в Новосибирской Митрополии создан специальный отдел, где работают бывшие наркозависимые ребята, прошедшие реабилитацию. Они встречаются со старшеклассниками, со студентами вузов, проводят беседы. Но для таких бесед нам не хватало иллюстративного материала. Появилась идея снять новый фильм, которым можно было бы предварить обсуждение темы наркозависимости… Меня попросили написать сценарий короткометражного документального фильма, и началось…

– Как проходила работа над фильмом?

– В ночь с 31 декабря на 1 января (я не праздную Новый год) я сел писать сценарий нового документального кино. Эскиз был готов за ночь. Через пару дней я вернулся к идее фильма и написал сценарий игрового фильма. Документальных фильмов немало, но надо находить новые пути к душам зрителей, новые струны в них… Документальное кино не слишком востребовано молодежью, поэтому решил попробовать поговорить с аудиторией с помощью экшна, в игровой форме. История, которую мы рассказываем в фильме, к сожалению, очень типична для нашей жизни. Она рассчитана и на подростков, и на их родителей. Потому что и те, и другие совершают страшные ошибки, приводящие к ужасающим последствиям.

Кино снимали всем миром


– Известный киноактер Юрий Беляев уже не первый раз снимается в ваших фильмах…

– Это мой близкий друг. Он меня представляет, как своего учителя и духовника, я же называю его учителем в кино. Мы познакомились десять лет назад на фестивале «Киношок», подружились и стали плотно сотрудничать. Он постоянно принимает участие в наших мероприятиях, посвященных проблеме наркозависимости, в городских, областных, региональных конференциях, посвященных теме наркозависимых. Он ведет мероприятия и одним своим присутствием привлекает внимание прессы и горожан. Юрий Беляев – член Александро-Невского братства и послушник нашего храма. Когда он бывает в Новосибирске, то несет послушание в алтаре собора. Когда я его спрашиваю, зачем он тратит на нас свое свободное время, он отвечает, что свою популярность, подаренную Богом, стремится направлять на добрые дела, а не почивать на лаврах. В фильмах «Царь Болгарский» и «Меня не касается» он играет центральные роли, кстати, совершенно безвозмездно.

– Каков бюджет фильма?

– Совершенно несерьезный. Когда я называю эту цифру профессионалам, они мне не верят. Говорят, что это абсолютное безумие и сумасшедшее везение – снять фильм за 4 месяца практически без бюджета. Я думаю, что этот эксперимент мне удался только потому, что я не догадывался, что сделать фильм в столь жестких финансовых рамках невозможно.

Но есть один секрет, как можно сделать фильм без денег. Все работали бесплатно! Даже песню «Поколение пепси» известный эстрадный исполнитель Сергей Трофимов (Трофим) разрешил использовать без оплаты. К кому бы я ни обращался, все откликались и соглашались работать безвозмездно, потому что понимали социальную значимость проекта. Получилось народное кино, где все играют сами себя. Бывшие наркоманы – наркозависимых, полицейские – полицейских и т.д. Это удивительно, как хорошие люди отзывчивы на благое дело!

ЦИТАТА:
Говорят, что это абсолютное безумие и сумасшедшее везение – снять фильм за 4 месяца практически без бюджета.

Особую силу фильму, на мой взгляд, придает музыка, написанная известным московским композитором Юрием Алябовым, тоже, кстати, работавшим без оплаты. Я снимал и монтировал эпизод, отсылал ему, а он писал под видеоряд музыку. Однажды я обнаглел и заставил Юру переписать музыку для одного эпизода шесть раз. Мне нужна была тема совести и покаяния, но все, что предлагал Юрий, мне не нравилось. Мне уж и стыдно было, но я продолжал отвергать варианты. И наконец он написал то, о чем я мечтал – простая мелодия, которую исполняет гобой, наполненная печалью и сожалением… Удивительная музыка!

Не сравнивайте меня с Тарантино!


– Почему вас с фильмом «Меня это не касается» пригласили в Лос-Анджелес?

– Помните, был такой фильм «Джек Восьмеркин – американец»? Александр Кузнецов, игравший в этом фильме, затем ехал в Америку, снимался и со Сталлоне, и с Клинтом Иствудом, и с другими звездами Голливуда. Он открыл школу театрального мастерства в Лос-Анджелесе и в Москве, и часто появлялся на «Киношоке», где мы с ним и познакомились. Он несколько месяцев назад отсмотрел рабочий материал фильма «Меня это не касается», и загорелся идеей показать картину в Америке. Когда он смотрел один из эпизодов, то сказал, что я прям, как Тарантино, снимаю жесткий экшн! Я, честно говоря, обиделся на столь сомнительный комплимент – меньше всего мне хотелось снять что-то вроде «Криминального чтива»!

– И все же, как вы совмещаете священническое служение и режиссерскую деятельность?

– Если кино направлено на доброе дело, то никакого противоречия со служением в церкви нет. Есть немало православных кинофестивалей, благословленных правящими архиереями. Сам по себе кинематограф не хороший и не плохой. Главный вопрос – кто снимает и какие при этом цели преследуют.

Меня часто спрашивали, что делает православный священник на светских кинофестивалях. А почему бы мне там и не появиться, если меня зовут актеры и режиссеры. Признаюсь, я с удовольствием отметил, что я там востребован. Зная, что я священник, ко мне подходят разные люди, задают интересующие их вопросы… Где батюшка востребован, там ему и место.

Образование и Православие / Варвара Канаева, АиФ-Новосибирск

Яндекс.Метрика