Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

историки начали изучать критские фрески с изображением преисподней

06.09.2010 17:23

источники: infox.ru / седмица.ru

ираклион. английские и немецкие ученые начали исследовательский проект, цель которого состоит в подробном изучении средневековых критских фресок, на которых изображен ад и мучения грешников. фрески позволяют узнать много нового об отношениях различных христианских конфессий.

ангелики лимберопулу (angeliki lymberopoulou) из открытого университета (великобритания) и василики цамакда (vasiliki tsamakda) из университета майнца (германия) поставили перед собой цель оценить и выявить место критских изображений геены огненной в более широком географическом и культурном контексте, чем это делалось когда-либо раньше. исследователи сравнят критские фрески с теми, которые были созданы в рамках современной им православной культуры, а также с инославными образцами настенной живописи на балканах, кипре, в каппадокии (современная территория турции) и в италии. результаты проекта будут доступны другим ученым и, возможно, станут основой для будущих исследований о ключевых иконографических образах в историческом и социальном контексте.

«остров крит находился под управлением венеции с 1211 по 1669 года, — рассказывает специалист по истории искусств доктор лимберопулу. — этот длительный период отличался культурным расцветом крита. изучение искусства того времени позволяет проанализировать культурное взаимодействие двух разных групп – местного православного населения (греков) и венецианских поселенцев. лучше всего до наших дней сохранились церкви, внутри которых — множество фресок. причем в 77 церквях сохранились изображения преисподней. именно изучение этих фресок и лежит в основе нашего научного проекта».

проект позволяет также изучить множество культурных аспектов в жизни средневекового крита. речь идет о религиозных верованиях, нравственных установках, социальном устройстве общества и наиболее распространенных незаконных действиях (например, о воровстве). кроме того, обычно ад и страдания грешников изображаются на церковных стенах в рамках повествования о дне страшного суда. однако на крите, как показали предварительные исследования, это не всегда так. на острове образ ада и страдающих грешников часто создавался словно сам по себе: некоторые изображения заказывали покровители церквей и верующие, для которых фрески с изображением преисподней имели особое значение.

сцены адских мучений лучше всего отображают взаимоотношения между византийским востоком и венецианским западом в период владычества венеции на острове. например, в вечном огне в одних местах изображены горящие православные грешники, а в других – католические. поэтому изучение этих иконографических сюжетов представляет особый интерес и для кросс-культурных исследований в целом, и, в частности, для понимания того, насколько одна культура влияла на другую.

в критских церквях сохранилось более 750 фресок византийского и пост-византийского периода. большинство из них не были исследованы. если упоминание о них и встречалось в каких-то общих работах, то детальный анализ изображений не проводился.

исследовательская команда получила грант в 176 600 фунтов стерлингов от the leverhulme trust – теперь ученые собираются фотографировать фрески, изучать и каталогизировать их. затем они опубликуют полученные данные и изображения в специальном справочнике.