Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

патриаршее приветствие участникам и гостям xviii международного симпозиума по православной духовности в монастыре бозе, италия

08.09.2010 13:47

источники: пресс-служба патриарха московского и всея руси / седмица.ru

святейший патриарх московский и всея руси кирилл направил приветствие участникам и гостям xviii международного симпозиума по православной духовности на тему «общение и уединение», который проходит в монастыре бозе, италия.

***

ваше высокопреподобие, досточтимый отец энцо бьянки!

уважаемые организаторы и участники симпозиума!

сердечно приветствую всех участников xviii международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной бозе и посвященного теме: «общение и уединение». данная тема затрагивает две основные и равно необходимые формы духовной жизни, свойственные любой религиозной традиции.

уединение, отделение себя от окружающего мира, и в то же время открытость к другим и создание сообщества на основе определенных духовных принципов всегда осознавались как необходимые составляющие на пути к спасению. сам спаситель показал нам пример гармоничного сочетания общинной жизни и уединения, когда, проповедуя евангелие со своими учениками-апостолами, он удалялся для личной молитвы «в пустынное место» (лк. 5:16). и своим ученикам господь также советовал молиться в уединении: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись отцу твоему, который втайне» (мф. 6:6).

своеобразная диалектика общения и уединения наиболее ярко проявила себя в истории христианского монашества. как известно, монашеская жизнь зародилась в самом начале iv столетия в форме отшельничества, и само слово «монах» означает «одинокий». первые монахи египта и палестины, такие как преподобные павел фивейский, антоний великий, макарий великий, симеон столпник, были одинокими подвижниками пустыни, которые удалялись из мира ради духовных подвигов и богосозерцания. однако тот свет божественной благодати, который стяжали эти подвижники, привлекали к ним тысячи последователей, искавших духовного совершенства. не случайно, само определение монаха уже в древности приобрело черты парадоксальности, в которой соединялись противоположности: «монах это тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении». покидая мир с его суетой и страстями, монахи своими подвигами творили новую, духовную общность, в которой все человечество объединялось узами молитвы и любви во христе.

возникшее вслед за отшельничеством общежительное монашество получило особое распространение на руси. отшельничество практиковалось и в русской церкви, и многие русские преподобные начинали свой подвиг в строгом одиночестве. однако преподобные сергий радонежский, пафнутий боровский, сергий и герман валаамские, зосима и савватий соловецкие никогда не замыкались на этой форме духовной жизни, но, желая разделить свой аскетический опыт с братьями, основывали монастыри с общежительным уставом. в русском монашестве всегда присутствовало стремление уравновесить общинную жизнь и уединение, что исходило из осознания равной важности и необходимости индивидуальных аскетических и социальных начал в жизни христианина.

особенно это проявило себя в русском «старчестве», соединившем в себе драгоценный опыт отшельничества, жизни в монастыре и духовного наставничества в миру. жития преподобного серафима саровского, святителя феофана затворника и оптинских старцев предлагают нам великие примеры сочетания уединения и общения, ставшего благотворным и даже спасительным для многих душ. великие русские мыслители а. хомяков, и. киреевский, ф. достоевский и в. соловьев посещали оптину пустынь в поисках мудрого духовного совета. через них старцы оказали влияние не только на жизнь отдельных лиц, но и на русскую религиозную культуру в целом, напитав ее чистыми образами подлинно христианской святости. духовные сокровища русской культуры, которые и сегодня привлекают к себе людей во всем мире, явились, таким образом, добрым плодом гармоничного сочетания уединенного аскетического подвига и открытости к общению ради спасения многих.

пример русских старцев мне представляется сегодня особенно актуальным. современная культура, подверженная опасности стать совершенно секулярной и лишенной духовного начала, нуждается в благотворном влиянии христианского подвижничества наших дней. мир должен увидеть, что дары духа святого, преображающие жизнь человека, сегодня столь же обильны среди тех, кто стремится жить согласно евангелию христову, как и среди подвижников древности. живые христианские образы, являющие силу благодати божией, не могут не вдохновить всех ищущих истину и стремящихся к нравственному совершенствованию.

желаю успехов работе xviii международного симпозиума по православной духовности.

с любовью о господе

+кирилл, патриарх московский и всея руси

Яндекс.Метрика