Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 04:33

О двуедином служении

Лк.1, 39-49,56
Лк. 10,38-42,11,27-28

Почти на все Богородичные праздники на литургии читается Евангелие, которое на первый взгляд не имеет прямого отношения к Божией Матери. Как Господь однажды был в доме женщины по имени Марфа, и как сестра ее Мария 'села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении'.

А в конце этого чтения присоединяется отрывок из другой главы, где упоминается о Божией Матери, но вроде бы даже и не к славе Ее. Там Господь, по-видимому, не одобрил восклицание некоей женщины: 'Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!'

В Марфе и Марии воплотились два пути, которые всегда стояли перед человеком в христианском обществе: либо трудиться в миру во славу Божию, либо всецело посвятить себя Богу. И на том и на другом пути можно спастись. Но и для Марфы, и для Марии есть опасность считать свой путь единственным угодным Богу. Причем, увидеть и оценить духовное не каждому дано, и чаша весов человеческой славы обычно склоняется в сторону внешнего.

Укорила именно Марфа Марию, сказав: 'Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить?' И поэтому Господь укорил именно Марфу: 'Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее'.

До этого Господь ничего не говорил Марфе, не осуждал ее трудов. И, несомненно, если бы Мария укорила Марфу, дескать, скажи ей, Господи, пусть все бросит и тоже посидит, послушает, — то Господь и ее укорил бы, мол, ты сидишь, а она трудится...
А Пресвятая Дева Мария сподобилась послужить и Человечеству Иисуса Христа: носить Его во чреве, питать грудью, одевать, готовить Ему еду. И Она же с самого начала молитвенно и созерцательно предстояла пред Его Божеством. А для нашего спасения одинаково необходимы: и спасающее Божество Господа Иисуса, и Его жертвенное Человечество.

И возражая женщине, возвеличившей только чрево и сосцы, Господь вовсе не уничижил этого. Он просто уравновесил весы, положив на другую чашу: 'Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его'. И то, что сказала женщина, и то, что сказал Господь, — всецело относится к Пресвятой Деве, ибо Она с самого начала 'сохраняла все слова сии в сердце Своем' (Лк. 2, 52).

И как Господь подчеркивает не увиденное людьми, точно так же и Сама Мария, когда пришла к Елизавете и услышала восторженную похвалу Себе как Божией избраннице, — в ответ воспела хвалу Богу, избравшему Ее: 'Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем!..'

И вот сегодня мы празднуем Ее рождение, появление на свет Той, Которая одна только во всем мире смогла соединить в Себе два великих, ни для кого более не совместимых служения, Божественное и Человеческое. Как и Сам Господь Иисус Христос, рожденный Ею, Один только во всем мире соединил в Себе Бога и Человека.

Свящ. Вячеслав Резников
<