Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

слово святейшего патриарха кирилла по случаю 325-летия московских духовных школ

14.10.2010 12:32

источники: пресс-служба патриарха московского и всея руси / седмица.ru

своими размышлениями о пройденном историческом пути и о современных задачах старейшего высшего учебного заведения россии святейший патриарх кирилл поделился в видеообращении к преподавателям и учащимся, которое вошло в фильм, снятый киностудией мда к юбилею московских духовных школ.

я хотел бы вас поздравить с замечательным юбилеем. 325 лет тому назад была создана славяно-греко-латинская академия, которая стала родоначальницей московской духовой академии. действительно, мы празднуем юбилей старейшей школы - если принять во внимание всю историю образования в россии, то история московской духовной академии представляет собой наиболее продолжительный и даже, быть может, наиболее важный участок всей панорамы исторического развития высшего образования в нашей стране.

московская духовная академия сегодня является ведущим богословским учебным заведением, которое воспитывает будущих архипастырей, пастырей, церковных руководителей, церковных работников, богословов. перед школой стоят очень важные задачи, которые необходимо решать в контексте замечательной традиции, сформировавшейся за 325 лет. вообще, высшая школа сильна традицией, без традиций высшей школы не существует, и в этом смысле московская духовная академия обладает огромным потенциалом.

как в прошлом, так и сегодня школа не только дает богословское образование, но и воспитывает. для готовящихся к служению алтарю господню это измерение образовательного процесса, связанное с воспитанием личности, является самым важным. но воспитывая молодого человека духовно, приобщая к литургической, аскетической традиции церкви, очень важно также развивать его интеллектуально.

сегодня мы переживаем особый период жизни московской духовной академии, как и особое время во всей системе богословского образования русской православной церкви. реформа, задуманная уже много лет назад, входит в свою завершающую, практическую фазу, что накладывает огромную ответственность, в первую очередь, на те учебные заведения, которые призваны осуществить намеченные преобразования и таким образом явить церкви и обществу плоды реформы богословского образования в xxi веке.

все вы хорошо знаете о том, что школа, в частности, реформируется в соответствии с требованиями болонского процесса. относительно болонского процесса не прекращаются дискуссии, и весьма часто - критические. я бы хотел выразить свое мнение по этому вопросу. в конце концов, процесс, будь то болонский или берлинский, который привел к формированию классической системы высшего образования в россии в xix веке, есть некая совокупность параметров осуществления воспитательного и образовательного процесса, есть некая форма. форма важна, но решает не форма, а содержание. мы можем построить все богословские школы по принципам болонской системы и ничего не достичь - если внутри школ не будет развиваться живая, активная, творческая работа, если преподаватели будут безответственно относиться к своему делу, если между преподаванием и научным поиском по-прежнему будет пропасть.

очень важно, чтобы новая модель, необходимая для того чтобы вписать нашу систему церковного образования в общую картину высшего образования в россии и во всем мире, помогла раскрытию творческого потенциала, существующего в нашей церкви и в нашем обществе. поэтому на первом месте должно быть качество - качество преподавателя, качество профессора, качество студента. а сам по себе болонский процесс призван лишь все это упорядочить и, как я уже сказал, вписать в существующую во всем мире систему высшего образования. успех или неуспех реформы будет зависеть от всех нас. как мы молимся на литургии, от учащих и учащихся. именно здесь и находится центр всей реформы; именно сюда и направлены все наши усилия.

поэтому я хотел бы от всего сердца обратиться ко всем зде начальствующим, учащим и учащимся, всем, кто сегодня работает над воспитанием нашей церковной молодежи, всем, кто готовит пастырей xxi века, богословов, которым придется воспринимать многие и многие проблемы современного мира и находить на них пастырский и богословский ответ, проистекающий из нашего церковного предания. я желаю всем вам творческой энергии, внутренней силы. я хотел бы призвать каждого из вас с огромной ответственностью и интересом относиться к тому, чем вы занимаетесь в стенах духовной школы. живая творческая мысль, стремление к совершенству, обретение новых знаний, формирование своего внутреннего богатого мира - все это и является задачей, которая перед вами стоит. если вы будет справляться с этой задачей, то вторично, в какой системе все это осуществляется, - первичны будут результаты. а церковь ждет этих результатов, как ждет их мир, с интересом, с осторожностью взирающий на возрождение русской православной церкви. хотел бы пожелать всем вам помощи божией в осуществлении того служения, которое каждый из вас несет сегодня в московской духовной академии.

Яндекс.Метрика