Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

состоялась беседа председателя овцс с братией свято-пантелеимонова монастыря

23 октября 2010 г. 09:58

22 октября 2010 года председатель отдела внешних церковных связей московского патриархата митрополит волоколамский иларион, прибывший во главе паломнической группы русской православной церкви на святую гору афон, на трапезе после праздничной литургии, за которой состоялось поздравление игумена русского свято-пантелеимонова монастыря архимандрита иеремии с 95-летием со дня рождения и 35-летием пребывания на афоне, обратился к братии со словом назидания:

ваше преподобие, дорогой отец игумен,

дорогие братия,

еще раз сердечно приветствую всех вас в этот знаменательный день, когда мы празднуем 95-летие со дня рождения игумена этой святой обители архимандрита иеремии.

от имени тех, кого святейший патриарх прислал сегодня в эту святую обитель, чтобы поздравить нашего почтенного старца, хотел бы приветствовать всех вас, передать вам благословение святейшего патриарха московского и всея руси кирилла и пожелать процветания монастырю.

христос спаситель говорит, что есть две величайшие заповеди: «возлюби господа бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (мк. 12. 30) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (мк. 12. 31). и кому как не монахам надлежит прежде всего исполнять эти две заповеди?

вы, братия, возлюбили бога и потому оставили мир. вы возлюбили бога и потому в те ночные часы, когда обычные люди спят, вы встаете на молитву, преодолевая немощи телесного естества, и возносите ваш ум ко господу, чтобы соединиться с ним. из любви к господу вы несете трудные послушания, и он вознаграждает вас через молитву, через таинства церковные — вы чувствуете близость божию, которую невозможно передать человеческим словом.

но господь напоминает, что невозможно любить бога, не любя ближнего. и монах — это тот человек, который оставил мир, оставил свою семью не для того только, чтобы стать одиноким, а чтобы стать членом иной семьи, членом монашеского братства. здесь, в этом монашеском братстве вы несете подвиг любви друг к другу. и по тому узнают о вас, что вы ученики христовы, что будете иметь любовь между собою (см. ин. 13. 35).

почему монастыри всегда были духовными центрами, притягивавшими к себе людей? чего ищут здесь миряне, которые готовы оставить свои заботы, свои дела, чтобы прийти в монастырь? ведь помолиться богу можно и в обычном храме. в монастырь приходят для того, чтобы приобщиться к тому духу любви, который царствует — или который должен царствовать — между братьями. и как важно, чтобы этот дух любви сохранялся и приумножался. а это зависит от каждого из вас, ведь каждый человек создает вокруг себя определенную атмосферу, определенное духовное поле. оно может быть со знаком плюс или со знаком минус, может быть положительным или отрицательным.

когда люди приходят в монастырь и видят человека, который пребывает во внутреннем покое, во внутреннем мире, у которого светятся глаза, на лице которого радостная, но в то же время скромная улыбка, они понимают, что монастырь — это то место, где иноки общаются с богом, где они, преодолевая свои физические немощи, восходят по лествице, ведущей к царствию небесному.

вершиной этой лествицы, как напоминает нам преподобный иоанн лествичник, является любовь. это есть та тридцатая ступень, на которую должны взойти все иноки. не надо думать, что подняться на нее можно только в старости, только под конец иноческой жизни. любовь — это начало и конец монашеской жизни. и потому учиться любви надо всегда и каждый день.

монах не должен позволять себе совершать что бы то ни было без любви. он не должен встречать какого бы то ни было человека как случайного прохожего и думать при этом, как бы поскорей от него отделаться. напротив, к каждому человеку, приходящему в монастырь, нужно относиться как к самому христу и как к тому, кого прислал сам христос, чтобы он чему-то научился у вас, дорогие братия.

поэтому, прилежа к молитве, прилежа к послушаниям, упражняясь в смирении и терпении, не забывайте о том, что является сущностью монашеского делания, — о любви к богу и к ближнему, которые неотделимы одна от другой.

не забывайте о том, что люди приходят сюда, чтобы научиться у вас, каким должен быть православный христианин. каким бы ни было его послушание — священник он или не нет, духовник или нет, ответственно ли его послушание или, как может показаться, не очень ответственно, — каждый человек, пришедший в монастырь и надевший на себя монашеские одежды, должен быть солью земли и светом мира (см. мф. 5. 13-14).

желаю всем вам, дорогие братия, чтобы вы об этом помнили и чтобы сам господь подавал вам силы преуспевать в монашеской жизни и исполнении этих двух взаимосвязанных и нерасторжимых заповедей — о любви к богу и о любви к ближнему. аминь.

служба коммуникации овцс/патриархия.ru

Яндекс.Метрика