Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

несмотря на разноголосицу мнений и подходов апробация преподавания в школах основ религиозных культур и светской этики идет в целом успешно

1 декабря в общественной палате рф (опрф) прошли слушания, на которых члены палаты и представители основных религиозных конфессий подвели итог первого этапа апробации учебного курса основ религиозных культур и светской этики в школах 19 регионов страны. принявший участие в слушания, архиепископ ставропольский и владикавказский феофан рассказал о том, как проходила апробация в ставропольском крае, карачаево-черкесской республике и чеченской республике.

основой для дискуссии стали результаты проведенного по заказу опрф агентством социальных технологий "политех" исследования об отношении родителей и школьников к преподаванию курса, из которого следует, что в целом он принят положительно. однако, согласно исследованию, каждый пятый учащийся не имел возможности выбрать модуль, который хочет изучать. "модули выбирают чиновники и директора школ, - заявил член общественной палаты николай сванидзе. - в половине случаев преподается тот курс, который выбрало большинство. нельзя детей ломать через колено. если такое будет продолжаться, то можно считать эксперимент провалившимся".

архиепископ феофан не согласился с тезисом о том, что школьникам и родителям навязывались модули, содержанием которых стало изучение традиционных религиозных культур. "ситуация в ставропольском крае и карачаево-черкесской республике показала, что педагогические коллективы настаивали на выборе родителями и обучающимися либо основ светской этики, либо основ мировых религий, в том время, как предпочтения семей были отданы основам православной или исламской культур", - отметил архиепископ.

исследование показало, что 78% родителей позитивно относятся к тому, что их дети изучают религиозные культуры. авторы исследования приводят мнение одного из участников опроса, который отметил, что обычно "сын не очень любит уроки делать, а по этому предмету - с удовольствием". другому родителю понравилось, что его ребенок "стал понимать картины, посвященные библейским сюжетам".

значительное внимание в своем выступлении архиепископ феофан уделил проблемам, возникшим в ходе апробации: "преподаватели единогласно высказывают пожелание иметь большее количество часов для ведения курса, а также более углублено изучать темы предмета. из-за малого количества часов выделенных для изучения основ православной культуры многие темы раскрываются поверхностно. не всегда есть возможность в пределах одного урока ответить на все вопросы, интересующие учащихся, а таких вопросов возникало у ребят очень много. поэтому нередко можно слышать пожелания педагогов и учащихся о том, чтобы преподавание курса происходило в течение всего учебного года. существенным недостатком курса педагоги считают его разорванность продолжительным периодом летних каникул, после которых дети забывают пройденный в 4-й четверти материал. учителя говорят о том, что существует объективная необходимость сделать преподавание курса сквозным, проходящим через весь срок обучения в школе, так как формирование личности и процесс её социализации не заканчивается в 5-м классе".

пути преодоления этих проблем предложила еще одна представительница северного кавказа – ректор ставропольского государственного педагогического института, профессор людмила редько.

несмотря на широкий диапазон оценок и мнений, в целом участники слушаний поддержали вывод исследования аст "политех" об спешном ходе апробации.