Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
дорогая лидия николаевна,
уважаемый виктор владимирович,
досточтимые участники встречи!
мне очень дорога возможность повстречаться сегодня с вами в ходе московских областных рождественских образовательных чтений, которые проводятся уже в восьмой раз и прочно вошли в календарь
хотелось бы в ходе нашей беседы остановиться на вопросе формирования нравственности школьника. для начала можем обсудить, какие мы имеем для этого информационные ресурсы.
прежде всего, это предметы «основы православной культуры» и «духовное краеведение подмосковья», поскольку в рамках этих предметов учитель много обсуждает с учащимися такие вопросы как природа человека, его внутренний мир, отношения между человеком и богом, декалóг — десять заповедей моисеевых и евангельское нравственное учение. когда я говорю о том, что в очень многих образовательных учреждениях московской области преподаются эти дисциплины, я каждый раз с благодарностью обращаю свой взор к нашему министру лидии николаевне. именно благодаря ее инициативности, смелости и творческому подходу, мы видим сегодня столь широкое распространение обучения
однако наличия
не подумайте, что я хочу
возьмем для примера такое замечательное произведение великого русского поэта александра сергеевича пушкина, как роман «капитанская дочка». вы все прекрасно помните эпиграф, предварающий повествование: «береги честь с молоду».
что такое честь? это внутреннее нравственное достоинство человека, благородство души и чистая совесть. не библейское словоупотребление, где под честью понимается почитание, почет. но пушкинское звучание этого слова, как показывает повествование и поведение героев, имеет непосредственное отношение именно к христианской нравственности.
люди старшего поколения хорошо помнят, как нам объясняли, что пушкин написал роман о борьбе крестьянских масс за освобождение против крепостничества. такая тема действительно волновала великого писателя, но главным для него, как художника слова, конечно, было показать развитие человеческих характеров. и мы очень явственно видим тех, для кого любовь к ближнему, стремление защитить слабого, верность слову и присяге, доброта и милосердие, — не пустые слова, а высокие нравственные ценности, нарушение которых немыслимо. при этом не имеет никакого значения разноуровневое социальное положение героев, тут и дворянский сын петр гринев, и его крепостной савельич, и семья капитана миронова. для них сохранение чести, как непременного свойства человека, сотворенного богом и призванного ко благу, — абсолютно и непреложно. это люди доброй совести, как пишет апостол павел, но есть в романе и пример совести порочной (см. ев. 10:22; 13:18).
и тут также нет классового союза: предатель, распутник, лгун и подлец швабрин — дворянин, а вождь повстанцев пугачев — простолюдин. но их объединяет нечто. что же это? незнание того, что такое честь. один готов на все ради удовлетворения низменных страстей и спасения своей жизни, а другой — зачинщик величайшего народного бедствия, виновник массового кровопролития. оба они представляют тот тип личности, который к великому прискорбию впоследствии все более будет распространяться на руси. святейший патриарх московский и всея руси кирилл назвал его —
пушкин убедительно показывает, как сила добра, вера в силу правды дают нравственное превосходство и гриневу, и савельичу над пугачевым, не решившимся с ними расправиться. помните, как гринев говорит вождю бунтовщиков, что «жить убийством и разбоем, значит клевать мертвечину», а тот посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал». так добро озадачивает зло своей внутренней мощью. сказано в библии: «в обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли» (прем. 15:5).
я представил вам, уж простите, кратенькое сочинение по русской литературе. здесь очень много есть чего обсудить с учащимися. выскажу неприятную мысль: ведь вполне возможно, что среди них найдутся сторонники и швабрина, и пугачева. а нам надо помочь им обрести правильный путь в жизни, и в этом нам помощница великая русская литература.
мы даже ввели в нашей коломенской духовной семинарии предмет «православие и русская литература», чтобы помочь начинающим священникам в будущей организации учебного процесса в приходских воскресных школах. наше культурное наследие, пусть даже и неявно, но напитанное духом православия, является естественным помощником в деле воспитания и просвещения подрастающего поколения, которому принадлежит будущее россии.
мое сегодняшнее рассуждение в основном касалось русской литературы, однако неверным было бы умолчать о духовном источнике, из которого она питалась на протяжении веков. знание внутреннего мира человека с наибольшей полнотой раскрыто в библии и творениях святых отцов. к сожалению, еще не все в наши дни знакомы с этими поистине неисчерпаемыми источниками божественной премудрости.
но мы верим, что находимся лишь в начале большого, интересного и плодотворного пути, ведущего к духовному возрождению россии. мы закладываем основы для будущего. плоды современной просветительской деятельности дадут о себе знать через годы, когда нынешние школьники, не отторгнутые от наследия православия как их родители, но наоборот усвоившие его, вступят в самостоятельную жизнь и будут строить ее на основах веры и благочестия.
я благодарю всех вас за внимание, за то, что вы приехали на эту встречу. надеюсь, что сегодня состоится взаимополезный обмен мнениями.
в заключение хочу пожелать вам благоприятного течения рождественского поста и, заглядывая в будущее, поздравляю с грядущим праздником рождества христова и новолетием.