Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

скончался известный немецкий богослов и церковный историк герман готфрид гольц

10.12.2010 19:11

источник: седмица.ru

берлин. 9 декабря 2010 г. скончался известный немецкий богослов, специалист по истории и богословию восточных и православных церквей герман готфрид гольц.

герман готфрид гольц родился 1 апреля 1946 г. в городе гера (тюрингия) в семье канатного мастера. с 1964 по 1969 г. изучал богословие, византинистику, востоковедение и славистику в университете им. мартина лютера городов галле и виттерберг. православное богословие со специализацией в области истории и богословия русской православной церкви изучал у проф. д-ра конрада онаша (ученика николая сергеевича арсеньева, 1888-1977), основавшего вместе с проф. д-ром куртом аландом кафедру истории православия (institut fuer konfessionskunde der orthodoxen kirchen). в 1972 году защитил кандидатскую диссертацию в области греческой патристики о понятии иерархии у св. дионисия ареопагита. работу издала проф. д-р фэри фон лилиенфельд.

в 1975 в галле был рукоположен в сан евангелического пастора.

в 1979 году завершил в галле докторскую работу, - исследование в области славяно-русских переводов corpus areopagiticum - материал к которой был собран в 1978 году - по приглашению московского патриархата - в рукописных архивах москвы, ленинграда, киева и троице-сергиевой лавры.

с 1981 руководил кафедрой истории православия при богословском факультете университета им. мартина лютера (галле-виттеберг).

в 1981 г. основал «галльский октет» - хор православного литургического пения, певший в русской православной церкви св. марии магдалины в веймаре и дававший духовные концерты в германии, в бывшем советском союзе (в минске, жировицах, киеве, тобольске, омске, тюмени и др.) и в израиле (в иерусалиме, а также в русском православном монастыре св. марии магдалины на генисаретском озере).

в 1988 г., несмотря на сопротивление университетского руководства, организовал международный симпозиум по случаю тысячелетия крещения руси, проходивший в галле и в крепости кверфурт.

с 1988 по 1993 гг. - по назначению президента конференции европейских церквей митрополита ленинградского и таллиннского алексия (будущего патриарха) - работал в должности руководителя богословского отдела конференции европейских церквей в женеве. стал одним из организаторов первой европейской экуменической встречи (базель, 1989 г.), участвовал в европейских встречах конференции европейских церквей и римо-католического cовета епископских конференций европы (под руководством митрополита алексия и кардинала карло мартини), в диалогах по примирению православных сербов, хорватских католиков и боснийских мусульман, а также в официальных встречах вазгена i, патриарха-католикоса армянской апостольской церкви, и шейха аллахшюкюра пашазаде, главы азербайджанских мусульман (в монтрё, 1993 г.). в это же время - в сотрудничестве с д-ром карлом-кристофом эптингом - руководил проектом комиссии европейских церквей на тему «общая миссия церквей». этот проект положил основание будущему европейскому документу против современного прозелитизма „charta oecumenica".

еще в 1976 г., познакомившись в потсдаме с наследием евангелического богослова иоганнеса лепсиуса (1858-1926), помощника и заступника армянского народа, начал заниматься историей армянского народа, геноцидом армянского населения в османской турции, а также историей и богословием армянской апостольской церкви (аац). издал документы, переписку и публикации и. лепсиуса, хранящиеся в одноименном архиве, основанном издателем в 1981 в галле. в 1986 организовал в галле первый международный симпозиум им. и. лепсиуса, посвященный армянскому вопросу. в симпозиуме приняли участие официальные представители армянской церкви и московского патриархата. 10 февраля 1986 года католикос всех армян вазген i прислал энциклику (№ 1410) организатору симпозиума, в которой он высоко оценил борьбу и. лепсиуса за армянский народ.

после того, как в 1993 году российския военные, занимавшие потсдамскую виллу лепсиуса, освободили дом, началась долгая борьба за его ремонт и устройство в качестве места памяти, научной работы и встреч немцев, армян и турок. турецкое посольство в берлине безуспешно пыталось предотвратить этот процесс. однако все фракции немецкого бундестага отнеслись к документам архива лепсиуса, представленных проф. германом гольцем, с большим интересом. 16 июня 2005 года - благодаря настойчивости и усилиям гольца - немецкое правительство нарушило молчание, длившееся со времен первой мировой войны, и единогласно приняло составленную в сотрудничестве с гольцем резолюцию в память о жертвах геноцида армянского народа (резолюция немецкого бундестага 15/5689).

за заслуги в области научного исследования геноцида премьер-министр армении андраник маркарян наградил германа гольца в 2005 г. почетной медалью. в благодарность за трехтомное издание наследия лепсиуса армянская национальная библиотека наградила гольца медалью акоба мехапарта.

в канун 1700-й годовщины основания армянской церкви герман гольц организовал всемирную конференцию - «армения 2000» в галле, а также, в сотрудничестве с католикосатом великого дома киликии (антильяс, ливан), выставку «спасенное сокровище армян из киликии» (галле - 2000 г., афины - 2002 г.). совместно с галльским арменологом приватдоцентом д-ром арменуи дрост-абгарян гольц перевел гимнарий (шаракноц) армянской церкви с грабаря (древнеарм.) на немецкий, чем создал существенную базу для богословского диалога с древневосточными церквями. в 1998 г. герман гольц основал «месроп» - центр армянских исследований - при старинном протестантском учреждении «лейкорея» в виттенберге. за заслуги в области изучения армянского богословия киликийский католикос арам i лично наградил гольца в 2000 г. орденом св. месропа. в 2003 г. патриарх и католикос всех армян гарегин ii лично наградил гольца орденом свв. сахака и месропа.

в сфере особых богословских интересов германа гольца входила гимнография дохалкидонских и халкидонских церквей и ее связь с православной иконографией. эту связь гольц исследовал на примере akathistos hymnos. совместно со славистами д-ром сабиной фаль (берлин) и проф. гелианом михайловичем прохоровым (с.-петербург) издавал полный corpus areopagiticum по-гречески и церковно-славянски на основании древней славянской рукописи сербского афонского старца исайи (собрание гильфердинга, № 46). в качестве научного консультанта и переводчика участвовал в богословском диалоге союза евангелических церквей с московским патриархатом, а также руководил евангелическим «кружком меланхтона», занимавшимся изучением православных церквей.

с 1999 г. - член редколлегии журнала «экуменическое обозрение» („oekumenische rundschau", франкфукт-на-майне). на его кафедре защитили кандидатские и докторские работы православные ученые, такие как архимандрит макарий (веретенников) - по истории православного храма св. марии магдалины в веймаре, хачик р. газэр - по истории армянской апостольской церкви в период между первой и второй мировой войной, священник константин патулеану - о диалоге между румынской православной церковью и евангелической церковью германии, атанас дамианов - о работе немецкой восточной миссии среди турецких мусульман болгарии и мн.др.

по его инициативе в галле был открыт православный домовый крестовоздвиженский храм на территории «учреждений франке» - первый православный храм федеральной земли саксония-ангальт. в 2000 г. в день собора вселенских учителей и святителей храм был освящен феофаном (галинским), архиепископом берлинским и германским. по этому поводу предстоятель русской православной церкви патриарх алексий ii наградил гольца совместно с директором «учреждений франке» проф. д-р пауль рабе орденом св. князя даниила московского.

в рамках немецко-русских культурных встреч в 2003-2004 гг. герман гольц организовал выставку «царица и бес. европейские представления о россии за четыре века», созданную на основе знаменитого собрания д. а. ровинского (материалы для русской иконографии, спб 1884-1891) и внесшую богатую лепту в формирование образа россии в германии.

в своей богословской деятельности гольц стремился к тому, чтобы дохалкидонские и православные церкви, а также национальные культуры их стран воспринимались на западе как самостоятельные серьезные факторы религиозного и культурного многообразия европы.

проф. герман гольц являлся издателем, переводчиком, комментатором многих произведений.