Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Участники IV миссионерского съезда приняли итоговый документ и "Обращение к миссионеру"

18-11-2010

Итоговый документ
IV (IX) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, согласно Определению Священного Синода Русской Православной Церкви, с 16 по 18 ноября 2010 года в г. Москве состоялся Четвертый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

Почетный председатель Съезда – Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ.

Председатель Съезда – Архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН, председатель Синодального миссионерского отдела.

В Съезде приняли участие:

Архиепископ Красноярский и Енисейский АНТОНИЙ;
Архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии;
Архиепископ Полтавский и Миргородский ФИЛИПП, председатель Миссионерского отдела при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии – секретарь Съезда;
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ;
Архиепископ Егорьевский МАРК, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям;
Епископ Друцкий ПЕТР, викарий Витебской епархии;
Епископ Зарайский МЕРКУРИЙ, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви;
Епископ Солнечногорский СЕРГИЙ, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;
Епископ Анадырский и Чукотский НИКОДИМ;
Епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению;
Епископ Кафский НЕСТОР, викарий Корсунской епархии;
Епископ Каскеленский ГЕННАДИЙ, ректор Алма-Атинской Православной Духовной семинарии – председатель редакционной комиссии Съезда;
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества;
Протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей;
Протоиерей Николай Соколов, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета;
Легойда В.Р., председатель Синодального информационного отдела;
Чапнин С.В., ответственный редактор Журнала Московской Патриархии.

В Съезде приняли участие 165 делегатов, представляющих 101 епархию и 18 учебных заведений Русской Православной Церкви.

Перед открытием Съезда Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя совершил молебен в присутствии делегатов и гостей. Молебен завершился чтением Молитвы миссионера.

На пленарном заседании после оглашения приветствий Съезду с программной речью выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. В своей речи Святейший Владыка обозначил основные направления миссионерского служения Русской Православной Церкви и выразил свое понимание современного образа православного миссионера.

С приветствием к участникам Съезда обратился полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН выступил с докладом «Миссионерская ответственность мирян». Также на пленарном заседании были представлены доклады руководителей Синодальных отделов и известных миссионеров.

Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения, архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН был награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского II степени.

Также наград Русской Православной Церкви был удостоен ряд попечителей миссионерских проектов.

Четвертый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров отмечает, что за восемь лет, прошедших со времени предыдущего миссионерского форума, в Русской Православной Церкви накоплен значительный теоретический и практический потенциал, который помог участникам нынешнего Съезда выявить проблемы, связанные с развитием православной миссии, наметить пути их решения и подготовить соответствующие предложения.

В 2007 году была принята Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, представленная более чем в 40 епархиях. Создан Миссионерский фонд и совершенствовалась структура Миссионерского отдела.

Съезд с удовлетворением отмечает, что за истекший период времени активно развивал свою деятельность созданный в 2002 году Миссионерский отдел при Священном Синоде Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Практически во всех епархиях в настоящее время существуют профильные подразделения, отвечающие за координацию всей миссионерской работы епархии. Возник ряд миссионерских приходов, получила распространение практика миссионерских богослужений, осуществлялись миссионерские экспедиции, развивалась деятельность миссионерских станов.

Предмет «Миссиология» был рекомендован Учебным Комитетом для включения в учебные программы духовных школ и иных религиозных образовательных учреждений. Теоретические и методические исследования в области миссиологии нашли свое выражение в двух изданиях учебника по этому предмету.

Актуальные проблемы миссии стали предметом рассмотрения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Решения Архиерейского совещания о введении штатных должностей приходских миссионеров, катехизаторов и социальных работников способствовали началу формирования миссионерской инфраструктуры на уровне приходов и благочиний.

За этот период произошла трансформация миссионерского поля. Обозначились новые объекты миссии в числе молодежных движений и групп различных субкультур, активное вовлечение которых в пространство диалога с Церковью способствует инкультурации миссии в тех сферах общественной жизни, которые прежде находились на периферии миссионерского служения.

За последние годы миссионерское поле значительно расширилось в связи с использованием сети Интернет. Появление специализированных Интернет-ресурсов, миссионерская направленность конкретных Интернет-проектов, миссия в блогосфере и социальных сетях формирует качественно иной контекст миссионерского служения, придает ему большую мобильность, эффективность в глобальном масштабе.

Время, прошедшее между съездами, охарактеризовалось повышением креативности миссионерского служения, выразившегося в поиске новых форм, методов и стилей православного свидетельства. Многие миссионеры осознали, что их служение не замыкается в национальных и политических границах, а миссия Русской Церкви носит вселенский, универсальный характер.

Участники Съезда отмечают, что, несмотря на реализованные в последнее время крупные проекты в сфере миссионерского служения и оживление интереса к проблемам миссии в значительной части церковного народа, миссионерская деятельность Русской Православной Церкви не носит системного характера. В связи с этим Съезд обращает внимание на необходимость создания миссионерской инфраструктуры, которая могла бы координировать усилия миссионеров, священнослужителей и мирян, осуществляющих свою деятельность на всей канонической территории нашей Церкви.

Первичным и важнейшим звеном в создаваемой инфраструктуре должна стать «Миссионерская служба прихода», возглавляемая миссионерски активным членом общины, назначаемым Священноначалием для организации всего миссионерского служения на приходе.

В рамках миссионерского служения на приходе Съезд рекомендует:

- наладить выпуск приходского листка для бесплатной раздачи с разъяснением смысла совершающихся в храме таинств и священнодействий: Божественной Литургии, Исповеди, Крещения, Великого освящения воды, и других, а так же брошюр, видеофильмов духовно-просветительского содержания;
- осуществлять в дни праздничных и воскресных дней подготовку материалов с информацией о богослужении, включающей тексты Евангелия и Апостола на русском языке, а также их краткое объяснение и рассказ об отмечаемом событии в форме проповеди;
- вести просветительские беседы и инструктаж с сотрудниками храма, имеющими постоянный контакт с прихожанами – работниками свечного ящика, дежурными;
- формировать из числа прихожан группы по возрасту для проведения катехизических бесед и проводить эти беседы;
- устроить в специальном помещении экспозицию просветительского или краеведческого характера для организации экскурсий и проведения бесед;
- проводить регулярный мониторинг состояния миссионерского поля прихода с целью формирования руководством епархии обоснованного подхода в осуществлении миссионерской деятельности;
- оказывать систематическую помощь настоятелю в проведении любых иных проектов миссионерской направленности.

Миссионерская служба прихода может быть устроена в крупных городских храмах, в храмах районных центров, при духовных семинариях и монастырях, при домовых храмах высших учебных заведений и социальных учреждений Церкви.

Лицо, ответственное за организацию миссионерской службы прихода, находится в тесном контакте с миссионерским отделом епархии и получает от него методическое обеспечение.

Съезд полагает, что в Синодальном Миссионерском отделе может быть разработан проект положения о Миссионерском отделе епархии и его подразделениях, включающих миссионерскую службу благочиния и прихода, с последующим его рассмотрением на заседании Священного Синода.

Съезд ходатайствует перед Священноначалием о возрождении под эгидой Синодального миссионерского отдела «Православного миссионерского Общества по распространению христианской веры», созданного по инициативе святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского в 1865 г. Целью возрождения «Миссионерского Общества» станет вовлечение в деятельное миссионерское служение широких слоев православной общественности.

С целью популяризации идеала миссионерского служения, Съезд ходатайствует перед Священноначалием об установлении в день памяти свт. Иннокентия, митр. Московского (23 сентября/6 октября) празднования Собора святых миссионеров, в Церкви Русской просиявших – Дня Православного Миссионера.

Далее работа Съезда продолжилась в секциях.

На секции «Народная катехизация. Миссионерская ответственность мирян» было отмечено, что в настоящее время назрела необходимость в повсеместном создании катехизических курсов для взрослых. При этом должна быть выработана комплексная, гибкая и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и многоуровневая, различная по формам катехизация после него.

Комплексный подход к катехизации предполагает решение нескольких основных задач. Это:

а) приобщение к вероучению Церкви посредством индивидуальных бесед, лекций и семинаров;
б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, благотворительность, духовное чтение);
в) участие в устроении жизни приходской общины;
г) устроение собственной жизни по заповедям Божиим.

При крупных приходах, благочиниях или епархиальных управлениях целесообразна организация специализированных центров духовного развития детей и молодежи, которые принимали бы непосредственное участие в катехизаторской, просветительской работе, обладали возможностью правильно организовать процесс катехизации и содействовать духовному развитию верующих.

Основными направлениями такой работы являются:

- расширение просветительской работы со студенческой молодежью;
- создание молодежной внебогослужебной среды общения, обучения и творческого развития;
- постепенное введение человека в литургическую приходскую жизнь;
- развитие православного волонтерского движения;
- становление молодежного приходского служения;
- подготовка православных молодежных лидеров;
- совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации осуществлять подготовку миссионеров.

Необходимо бороться с практикой взимания обязательной цены за совершение треб.

На секции «Миссионерские приходы. Миссионерские станы. Миссионерские монастыри. Подготовка миссионерских кадров» были выработаны следующие предложения:

- Рекомендуется миссионерские центры и епархиальные отделы закрепить за крупными финансово самодостаточными приходами епархий. При необходимости рекомендовать миссионерским отделам иметь право юридического лица и собственный расчетный счет.
- Утвердить канонический статус миссионерского прихода, разработать общецерковные рекомендации. Каждый приход должен привлекать к служению активных и богословски грамотных мирян.
- Синодальному миссионерскому отделу и учебному комитету РПЦ организовать ежегодное методическое совещание преподавателей миссиологии;
- Призвать каждую епархию организовать богословские и миссионерско-катехизаторские курсы для образования прихожан и их подготовке к дальнейшему служению Церкви. Миссионерско-катехизаторские курсы должны быть организованы на принципах диалога с аудиторией. Подобные курсы смогут отчасти восполнить потребность в катехизации неофитов. Статус и название курсов определяется в соответствии с местным законодательством;
- Рекомендовать всем духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви организовать миссионерские центры и ввести в учебные планы миссионерскую практику.
- По возможности в каждой епархии должны быть организованы курсы «основ Православия» для учителей (в форме повышения квалификации либо иной).
- Рекомендовать введение в чин Божественной Литургии дополнительных молитв и прошений об успехе православной миссии. Обратиться в Синодальную Богослужебную Комиссию с просьбой составить данные молитвы и последования.
- Рекомендовать для усиления миссионерской деятельности на приходе организацию семейных, молодежных, подростковых и детских клубов, кружков и досуговых центров, школ молодой семьи. В связи с этим Синодальному миссионерскому отделу разработать и издать методические пособия по организации семейных, молодежных, подростковых и детских клубов, школ молодой семьи.
- Всем епархиям поддерживать развитие паломничества и православно ориентированного туризма как одну из наиболее доступных и эффективных форм миссии. Для этого содействовать подготовке православных экскурсоводов и способствовать развитию епархиальных паломнических служб.
- Особое внимание обратить на сотрудничество и создание совместных программ с активной нецерковной молодежью (молодежные организации, клубы, движения т.д.) в области организации социального служения. Рассматривать различные молодежные и студенческие проекты, ориентированные на работу с социально неблагополучными категориями населения или в области патриотического воспитания подрастающего поколения перспективным миссионерским направлением. Стремиться организовывать подобные мероприятия с целью привлечения в Церковь активной молодежи.
- Рекомендовать всем приходам и благочиниям устанавливать и поддерживать связь с научным сообществом, творческой интеллигенцией, музеями и ВУЗами в миссионерских целях. Через организацию совместных проектов стремиться привлекать интеллигенцию в Церковь.
- Рекомендовать разработать и утвердить канонический статус миссионерского стана. Принять на общецерковном уровне типовое соглашение между Синодальным миссионерским отделом и епархией, регламентирующее работу и финансирование миссионерского стана. Обратить особое внимание на обеспечение миссионерских станов кадрами.
- Разработать систему поощрения духовенства и мирян, трудящихся в отдаленных миссиях (районы крайнего Севера, Дальнего Востока, стран Средней Азии и других удаленных регионов) в виде сокращения межнаградных сроков и т.п.
- Определить формы достойной оплаты труда священнослужителей, занимающихся миссионерской деятельностью и не несущих приходского послушания.
- Создать единую базу квалификационных работ (дипломные, кандидатские диссертации, докторские диссертации) выпускников духовных школ РПЦ. Создать единую общецерковную электронную библиотеку миссионерских материалов, научных работ и периодики дореволюционного периода по соответствующий тематике.
- Рекомендовать проведение регулярных миссионерских семинаров и конференций по регионам.
- Изучить исторический опыт создания миссионерских монастырей духовным школам. Поручить Синодальному миссионерскому отделу разработать общецерковное положение о миссионерском монастыре.
- Рекомендовать создание на базе Духовных академий и ПСТГУ научно-методического кабинета с целью перевода миссионерских текстов на языки многонациональной паствы.
- Рекомендовать прохождение выпускниками духовных школ миссионерской практики для получения диплома на приходах РПЦ от 6 месяцев до 2-х лет.
- Просить Синодальный миссионерский отдел разработать интерактивную карту миссионерских структур, расположенных на территории РПЦ, создать справочник действующих миссионерских структур и миссионеров.

На секции «Особенности внешней миссии» было отмечено, что в настоящее время служители Русской Православной Церкви успешно свидетельствуют об истине Православия в таких странах как Индонезия, Таиланд, Монголия и других. Во многих зарубежных приходах употребляются местные языки для богослужения, переводится православная литература на эти языки, совершаются хиротонии священнослужителей из представителей местного населения. Данная практика нуждается в дальнейшем развитии и расширении.

То обстоятельство, что среди прихожан большинства зарубежных епархий и приходов Русской Православной Церкви есть коренные жители, показывает, что наши приходы имеют миссионерский потенциал. Для того, чтобы в полной мере раскрыть этот потенциал, следует принять во внимание следующие предложения:

- Более активно и систематически использовать местные языки при богослужении. Степень употребления языка можно определять в соответствии с количеством участвующих за богослужением местных жителей, однако сам перевод богослужения должен быть доступен для любого из них, чтобы молящийся по тексту мог следить за ходом богослужения и понимать даже те его части, которые произносятся на церковнославянском языке.
- Заниматься переводом на местные языки и изданием православной литературы. В каждом зарубежном храме должны быть доступны издания, способные познакомить заинтересовавшихся местных жителей с основами православной веры и духовной жизни. Издательская деятельность миссионерской направленности должна включать в себя выпуск не только книг, брошюр и листовок, но и аудиодисков, а также фильмов.
- Организовывать регулярные беседы на местных языках, посвященные Православию и пониманию Священного Писания в святоотеческом толковании. Искать возможности давать информацию о таких беседах в СМИ, делать их открытыми для всех желающих. Активно использовать местные СМИ для знакомства населения страны с Православием и деятельностью прихода (лекции перед внешней аудиторией, православные фотовыставки, презентации новых изданий, проведение экскурсий по храму и др.).
- Расширять социальное и образовательное служение приходов (детские кружки, группы социальной поддержки, образовательные курсы для взрослых и т.д.) ориентированные не только на наших соотечественников, но и на местных жителей.
- Оказывать всемерную поддержку подбору, обучению и последующей интеграции в жизнь прихода кандидатов в священство из представителей местного населения.
- Активно изучать и критически анализировать опыт и практику инославных зарубежных миссий.
- Изучать с точки зрения практического применения для развития миссии местное законодательство, регулирующее деятельность религиозных и общественных организаций.

Представляется целесообразным рекомендовать настоятелям зарубежных храмов включать в годовые отчеты сведения о состоянии миссионерского дела на приходе, а именно: степень употребления местного языка в богослужении, наличие православных книг на местных языках, ход работы над новыми переводами, иные миссионерские инициативы, количество прихожан из числа местных жителей, и сколько их было крещено или присоединено к Православной Церкви за прошедший год. Данные сведения обобщались бы Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и представлялись Миссионерскому отделу Русской Православной Церкви для дальнейшей совместной координации миссионерской работы зарубежных учреждений.

Для того чтобы помочь настоятелям зарубежных приходов в миссионерском служении, и придать ему более систематический характер, представляется важным предпринять следующие меры:

- Обеспечить, при координации и содействии со стороны Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, регулярное снабжение зарубежных приходов учебными пособиями по миссии и практическими рекомендациями по проповеднической деятельности среди местного населения.
- Способствовать, при координации и содействии со стороны Издательского отдела Русской Православной Церкви, изданию подготовленных зарубежными приходами переводов на местные языки богослужебной и духовно-нравственной литературы.
- Способствовать, при координации и содействии со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Учебного комитета Русской Православной Церкви и Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, обучению иностранных студентов в духовных семинариях Русской Православной Церкви, для чего создавать специальные учебные программы и необходимые условия.

Участники секции «Методология уврачевания расколов, противодействие тоталитарным сектам и деструктивным религиозным движениям» выразили надежду на уврачевание раны, нанесенной Расколом XVII века, и приветствовали тех старообрядцев, которые ищут и чают церковного единства, исцеляя церковное разделение прежде всего в самих себе. Участники секции со скорбью констатировали неприязнь многих наших братьев старообрядцев к Святой Церкви и изменение в вероучении некоторых старообрядческих согласий, вплоть до появления положений, несовместимых с православной догматикой.

Участники Съезда полагают необходимым актуализировать в нынешней церковной жизни постановления Освященных Соборов 1971, 1988 и 2004 гг. о равночестности старых обрядов и возможности более широкого использования дониконовской богослужебной традиции в практике Святой Церкви. Съезд выражает поддержку всем чадам Русской Православной Церкви, придерживающимся дореформенных богослужебных чинов — прихожанам старообрядных приходов нашей Церкви. Съезд приветствует создание новых старообрядных приходов в епархиях Русской Православной Церкви. Участники Съезда присоединяются к призыву Святейшего Патриарха Кирилла: «Мы должны приложить серьезные усилия к тому, чтобы старообрядцы стали нашими друзьями. И уж ни в коем случае нельзя допустить, чтобы они стали нашими врагами».

В отношении уврачевания расколов на территории Украины следует широко взаимодействовать с Миссионерским отделом Священного Синода Украинской Православной Церкви, который призван учитывать особенности политической и религиозной ситуации, сложившейся в современных условиях на канонической территории Московского Патриархата.

Участники Съезда озабочены некоторой степенью разобщенности апологетов и сектоведов, а также недостаточностью стратегической и тактической координации, которую должен осуществлять Синодальный Миссионерский отдел.

Ввиду этого рекомендуется:

- Синодальному миссионерскому отделу организовывать региональные (например, в рамках федеральных округов) религиоведческие апологетические конференции, на которых апологеты и ученые могли бы выработать стратегию и тактику служения. Результаты работы этих конференций должны лечь в основу документов, рассматриваемых потом на миссионерском съезде. На таких конференциях должно учитывать и обсуждать не только проблемы миссии, но и проблемы воцерковления бывших членов сектантских организаций, собирать положительный опыт в этой области и применять его.
- Необходимо скорейшее переиздание справочника о религиях и сектах, изданного Синодальным миссионерским отделом в 2002 г.
- Необходимо издавать и распространять пособия и листовки, касающиеся особенностей учения и практики конкретных сект.
- Нынешняя ситуация делает необходимым создание и ведение миссионерско-апологетического Интернет-ресурса при каждом епархиальном миссионерском отделе. Видится необходимым создание специализированного Интернет-форума для общения и обмена опытом миссионеров Русской Православной Церкви.
- Необходимо активизировать работу экспертного совета по противодействию сектам.

В целях профилактики сектантской деятельности рекомендуется:

На епархиальном уровне:
- формирование фондов библиотек воскресных школ, богословских и мисссионерско-катехизаторских курсов. Техническое оснащение и финансовая поддержка миссионерски ориентированных образовательных проектов;
- распространить опыт Белгородской и Старооскольской епархии в реализации мероприятий по обеспечению духовной безопасности.

На приходском уровне:
- проведение обучающих семинаров в грамотном, аргументированном противостоянии прозелитической деятельности сект;
- открытие видеолекториев для просмотра апологетических и антисектантских видеоматериалов;
- введение предмета «Сектоведение» на всех обучающих курсах для взрослых;
- противодействовать раскольническим группировкам, подрывающим авторитет священноначалия.

По ряду сект необходимо выработать отдельный комплекс мер в союзе с психологической наукой, современной лингвистикой и всем практическим опытом Церкви, а так же издать специальные учебные пособия, способные на основании научных данных и изводов библейских текстов дать объективную оценку и разбор вероучения конкретной секты.

Участники Съезда подчеркивают, что в деле миссионерской проповеди сектантам следует строго придерживаться христианского принципа: «Обличай грех и заблуждение, но люби грешника», и не допускать личных агрессивных действий в отношении к сектантам.

В рамках Съезда также состоялся круглый стол «Миссионерское богослужение». Участниками круглого стола были внесены следующие предложения:

- Констатируется недостаток общедоступных текстов, позволяющих совершать миссионерское богослужение, а потому участники круглого стола обращаются с предложением о создании (на базе портала Синодального миссионерского отдела) банка текстов, одобренных на общецерковном уровне, в том числе комментированных изданий чинопоследований.
- Предлагается организовать на приходах общенародное пение за богослужением, вовлекая в него весь народ Божий. С этой целью желательно подготовить издание чинопоследований важнейших частей православного богослужения (вечерня, утреня, Божественная Литургия, воскресный Октоих, службы Святой Пасхи и двунадесятых праздников) с параллельным церковнославянским и русским текстом, тем самым давая верующим не только возможность участия в пении, но и осмысления богатства православного богослужения.
- В тех приходах, в которых по тем или иным причинам невозможно совершение богослужения, возглавляемого священником, богослужебная жизнь чаще всего замирает. Участники предлагают подготовить комплекс рекомендаций по совершению мирянского богослужения (с последующим их одобрением на общецерковном уровне), призванных помочь грамотным мирянам в совершении богослужений на своих приходах.

Секционная часть Съезда была завершена проведением круглого стола по теме «Критерии эффективности православной миссии». Участники круглого стола выразили пожелание о проведении отдельной конференции по данной теме с участием представителей Управления делами Московской Патриархии, Синодального информационного отдела и иных подразделений Московской Патриархии.

Также на заключительном пленарном заседании IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви редакционной комиссией съезда был предложен и принят новый декларативный документ - «Обращение к миссионеру». Документ адресован всем миссионерам и основан на Священном Писании и творениях святых отцов Церкви и великих миссионеров.


Обращение к православному миссионеру

«Что лучше, возвышеннее, благороднее служения миссионерского?»(1) Оно «есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение!» (2)

К тебе, дорогой собрат, ощутившему в своем сердце призыв Божий к миссионерскому служению, обращены эти строки, собранные от сокровищницы святоотеческого наследия.

Прежде всего, православному миссионеру надлежит «догматов веры и сущности деятельного учения держаться так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть» (3). «Ни единым догматом, ни единой чертой в догмате мы не можем поступиться, так как все, что мы содержим до иоты — Божие учение, данное роду человеческому для спасения» (4).

Если миссионер твердо следует этим принципам, тогда «на его стороне стоит истина Православия, а истина есть такая сила, которую ничто в мире одолеть не может» (5).

Истина христианства проста, и изложение ее должно быть ясным и доступным.

Из прочих «признаков, по которым должен быть угадан хороший миссионер, самый первый есть смирение — источник силы и успеха для миссионера, ибо только "смиренным Бог дает благодать". Без благодатной же помощи Божией миссионерское служение — ничто; второй признак — искреннее желание служить Богу проповедью Евангелия» (6). Если миссионер обладает этими признаками, тогда он в своей деятельности избегает ошибок и крайностей, способных вызвать соблазн в Церкви. Ибо смирение уберегает его от самоуверенности и желания эпатировать людей, от увлечения миссионерскими формами в ущерб содержанию проповеди, от стремления обрести какую-то корысть, пусть даже в виде преходящей славы.

Нам, дорогой собрат, следует быть особенно осторожными. «В таком служении, как наше, сколь опасно быть предоставленным одному себе, а не опираться на надежный авторитет» (7). Поэтому при любых новых инициативах прежде их воплощения надлежит рассмотреть их сквозь призму Писания и Предания Церкви, обсудить с опытными миссионерами, и, конечно же, предоставить на рассмотрение правящего епископа, поставленного Богом надзирать за Церковью Христовой в своей епархии.

Чуткость, осмотрительность миссионера, стремление не навредить душам доверившихся ему людей и не ввести в соблазн братьев по вере, ни в коем случае не должны исключать смелости и дерзновения, поиска новых форм и средств христианской проповеди, открытости представителям различных субкультур и социальных слоев. Нет такой глубины невежества и омрачения человеческого, до которых не сошел бы Сын Божий, нет на земле такого места, где бы не могла звучать вдохновенная проповедь о Христе.

Дорогой собрат!

К тому, чтобы стать подлинно хорошим миссионером, у тебя есть несколько средств.

Во-первых, молитва, «потому что она низводит на дела благовествования ту благодать, которая сильна разрушить всякую твердыню: она делает слово проповедника действенным, покоряющим сердца слушателей в послушание Христово»(8).

Во-вторых, поучение в Откровении Божием: «Непрестанно упражняйтесь в чтении слова Божия. Пусть не пройдет у вас ни единого дня, когда бы вы не прочитали, прежде всего, положенного в этот день чтения из Евангелия и Апостола. Такое чтение, неопустительно ежедневное, нужно не только для того, чтобы помнить слова Евангельского или апостольского учения, но для того, чтобы напитаться духом этого учения» (9).

В-третьих, надежда на Бога, истребляющая пагубную самонадеянность, — «Только бы сердце миссионера Господу принадлежало, только бы он, куда ни устремится, везде учился ходить пред Богом и жить для Бога и действовать с Богом, взирая на Него» (10). «Имей всегда скромное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу. Такие обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать» (11).

В-четвертых – христианская вежливость. Миссионеру надлежит «говорить со всеми кротко, разумно, от любви, — тогда слово большей частью будет производить хорошее действие, по крайней мере, не будет вредить; говорить же гневно, гордо, нетерпеливо, — слово будет гнилое, — люди так и примут его, и хорошего ничего не выйдет» (12). «С первого вступления твоего в должность [миссионера], поведением своим… старайся заслужить о себе хорошее мнение и уважение… Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и не слушают» (13).

А в-пятых – любовь. «Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви» (14). «Христова истина успешнее всего проповедуется любовью. Любовь – лучший проповедник. Она найдет путь и в самую черствую душу для истины Христовой» (прп. Иустин Попович).

Любовь рождается и подпитывается в миссионере, когда он не только проповедует словом, но и исполняет заповеди Христовы о милосердии к тем, кому проповедует. Поэтому важно, чтобы миссионеры «разными образами помогали бы страждущим и бедствующим» 15, чтобы таким образом «благотворительность тесно связывала юную паству с миссионерами. Без нее и невозможно… совершать дело благовествования» (16).

Чтобы не допускать лжи в деле, совершаемом тобою ради Господа Иисуса Христа, необходимо прилагать всемерные усилия к тому, чтобы жизнь привести в соответствие со святой истиной Божией. Ведь «если проповедник говорит не от сердца, лицемерно, то слушатели внутренним чутьем понимают несоответствие слов проповедника с его сердцем, с его жизнью — и слово не имеет той силы, которую оно могло бы принести в случае, когда проповедник сам исполнял бы слово свое на деле» (17).

«Успех евангельской проповеди зависит не от количества только, но и от качества проповедников веры. Итак, для миссионерского служения нужны... такие деятели, которые могли бы учить не только словом, но и нравами своими»(18). «Подвижничество — единственная миссионерская школа Православия. Правос(лавие — это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом» (19).

Поэтому миссионеру как «ратнику Церкви необходимо носить на себе броню правды и наблюдать, чтобы она всегда была целою, чтобы ни одного кольца не выпало из этой кольчуги, ни одного дела праведности не было опущено. Иначе противник Церкви, заметив в сопернике своем какой-либо нравственный недостаток или нарушение какого-либо устава Церкви, свои стрелы обличения и будет направлять прямо на этот недостаток в миссионере, и может заставить его замолчать» (20).

Наконец, миссионерское служение немыслимо без жертвенности и самоотречения. «Путь миссионера легок не бывает» (21), и это видно как в житиях святых апостолов, так и проповедников последующих времен. Но «неужели мы убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную, и вечную славу нашего народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем сей славы... если решимся... стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (22).

1 Св. Николай Японский. Дневник, 8 августа 1881 г.
2 Свт. Иннокентий Московский. Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру.
3 Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 17.
4 Св. Николай Японский. Дневник, 23 декабря 1898 г.
5 Свт. Макарий (Невский). Беседы о миссионерском деле. С. 223.
6 Св. Николай Японский. Письма. С. 281.
7 Св. Николай Японский. Письма. С. 78.
8 Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 211.
9Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 212.
10 Прп. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между Евреями, Магометанами и язычниками в Российской державе, XXXIII.
11 Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 2.
12 Св. Николай Японский. Дневник, 4 марта 1888 г.
13 Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 33.
14 Свт. Иннокентий (Вениаминов). Наставления, 5.
15Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, XXVII.
16 Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 202.
17 Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Часть I.4.
18 Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 227.
19 Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви.
20 Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 214.
21Свт. Филарет Московский. Письма к игумении Марии (Тучковой), 26.
22 Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, VI.

Сайт IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров
Русской Православной Церкви