Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Вчера, 18:55

Без ценза для «своих» и «чужих». Церковь никогда не снимала и не снимет с себя ответственности за происходящее в обществе


Несет ли Церковь ответственность за драматические события, потрясшие в последние месяцы российское общество? На обвинения в адрес Церкви, прозвучавшие на днях в редакционной колонке «Независимой газеты», отвечает председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Статья опубликована в выпуске «НГ» за 21 декабря 2010 года.


Парадокс — последние события в нашей стране вдруг превратили отдельных критиков Церкви в поборников православной миссии, причем, видимо, незаметно для них же самих. Теперь критики, следуя какой-то причудливой логике, сочетают свои претензии к формам и сферам социальной деятельности Церкви с обвинениями в том, что Церковь в этих сферах «недорабатывает» — не выполняет нормативы по исправлению нравственного облика граждан. Оказывается, это Церковь «виновата» в столкновениях — и у Манежа, и в тех, что привели к Манежу, и в тех, что случились уже потом, равно как и в кущевской резне. Видимо, в стрельбе майора Евсюкова, в избиении учителей, в драках в подворотнях тоже виновата Церковь. А кто же еще? Да заодно в отсутствии совести у некоторых чиновников и коррупции. Мало проповедуете, плохо работаете с народом, недостаточно воспитываете молодежь — заявили вдруг критики духовенству.

Радует, конечно, что наша либеральная общественность прозрела на предмет важности духовного образования сограждан. Ведь и краснодарские «цапки», и молодежь на Манежной — как раз яркое свидетельство того, к чему приводит безбожное воспитание и отсутствие религиозной культуры. Да, нынешние 20-летние, выросшие на сумбуре 90-х годов и смешении всех ценностей, в Православии не воспитаны, уж извините. Многие из них понимают в нем, как туземцы. Конечно, Церкви на этом поле еще работать и работать. И ошибки были, и промахи. И удовлетворения существующей ситуацией никогда не было, иначе Святейший Патриарх Кирилл в своей первой речи после избрания на Патриарший престол не сказал бы о том, что молодежь сегодня является предметом особой заботы Церкви. Зачем же особая забота, если все в порядке?

Церковь никогда не снимала и не снимет с себя ответственности за происходящее в обществе. Но является ли эта ответственность следствием того, что Церкви «слишком много» или, напротив, слишком мало в нашей жизни? И здесь критикам Церкви не должно отказывать чувство реальности. У нас что, в каждом микрорайоне — по храму, вмещающему всех местных жителей? Нет, каждый новый храм приходится отстаивать, а попытки церковных общин вернуть себе храмы старые вызывают негодование и собирают митинги либеральных «протестантов» на Пушкинской площади. У нас что, в расписании каждого класса уже много лет стоит предмет «Основы религиозной культуры»? И в школьных аттестатах парней с Манежной площади тоже есть оценки по этому предмету? Нет, пока только в 18 регионах в течение года проходила апробация нового курса по основам религиозных культур и светской этики. И даже этот процесс вызвал ряд нареканий в плане организации. А в других регионах священникам нередко приходится биться даже за возможность факультативных визитов в школы. Нужно ли говорить про долю православной тематики в эфире наших телеканалов — или достаточно просто включить телевизор? А ведь среднестатистический россиянин общается с ним примерно 5-6 часов в сутки.

Вот в результате и печальные последствия такого положения: духовно-этические ценности для многих молодых — тема неведомая, а чувство гражданственности выражается в участии в тысячных уличных разборках. Так что всему обществу, а критикам в особенности, придется делать уже реальный выбор — либо все-таки пустить священника в класс к детям, чтобы еще со школы снижать масштаб молодежной агрессии, «окультуривать» ее и направлять в полезное русло, либо наблюдать разборки на межэтнической почве уже в собственном дворе.

К слову про «цапков». Ну не были члены этой ОПГ ни активными прихожанами православного храма, ни благотворителями. По крайней мере, так говорят местные жители. Так, может, прекратим беспочвенные и алогичные провокации на тему «страшно православных» головорезов из Кущевской? А Церковь действительно испокон веков открыта и преступникам — но только пришедшим с реальным покаяниям. Если они раскаялись и «цапками» быть уже перестали — раз и навсегда.

Обращение Патриарха в связи с Манежем вызвало ряд критических реплик. Кому-то оно показалось слишком светским и нейтральным, кто-то разочарованно заявил: «Почему же он не осудил? Ведь должен был прямо заявить, что эти и эти…» Все разочарованные критики очень хотят, чтобы Патриарх, чтобы Церковь «определилась». Впору вспомнить настойчивость слабо разбиравшегося в политике героя культового советского фильма «Чапаев», вопрошавшего Василь Иваныча: «Ты за большевиков али за коммунистов?» Кстати, эта ставшая крылатой фраза из фильма братьев Васильевых иронически используется для характеристики ситуаций, когда нет выбора, когда любой выбранный вариант не решает проблемы. Поэтому в таких случаях со стороны Церкви никакого выбора и не будет. В свое время один православный публицист написал, что Церкви дураки не нужны. Но Церковь — это не место по сбору исключительно интеллектуалов. Или либералов. Или антилибералов и т.д. Церкви — и только Церкви нужны все. Потому что Бог обращается ко всем. Может быть, в первую очередь к тем, кто по каким-то меркам общества — интеллектуальным, финансовым, душевным — является маргиналом, периферийным человеком. И нужны они потому, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12), и потому, что Спаситель «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И как бы нас ни толкали прочь от этой позиции, как бы ни втягивали в опасную зону разделений на «ваших» и «наших», мы не отступим и на усугубление противоречий никогда не пойдем.

Нередко от Церкви ждут роли то прокуратуры («ну обвините тех-то и тех-то»), то политической партии («скажите «нет» режиму» и прочее). В общем-то, призывы и обвинения не новы — нечто подобное предъявляли Христу фарисеи. И ответы на подобные вопросы уже были даны: в первом случае — «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), во втором — «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). И сегодня Церковь не пойдет на поводу у тех, кто пытается навязать ей свою логику действий. Потому что у Церкви может быть только одна логика действий — Христова. И пока совестливые критики Церкви и общества выискивают соринки в церковных глазах, упорно не обращая внимания на бревна в собственных, Церковь продолжает служить людям так, как ей это было завещано ее Основателем. Мы чувствуем свою ответственность, но это не та ответственность, о какой сегодня говорят ждущие от Церкви действий политической партии.

...На недавнем богослужении в храме Христа Спасителя Патриарх вместе с прихожанами помолился о Егоре Свиридове. И этой молитвой для погибшего молодого человека было сделано гораздо больше, чем действиями на столичных улицах тысяч ожесточенных мстителей. О которых тоже молился Патриарх.

http://www.patriarchia.ru/ <