Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

интервью архиепископа курганского и шадринского константина шадринской городской газете «исеть»



накануне рождества наш город посетил архиепископ курганский и шадринский константин. во время визита он ответил на вопросы нашего корреспондента.

— владыко, чем знаменателен был прошедший год для курганской и шадринской епархии? 
— с божьей помощью и благодаря поддержке умных и трудолюбивых людей многое из намеченного удалось воплотить в жизнь. хотя, конечно, не все давалось легко. в этом году я посетил 20 районов области, совершил там богослужения. в епархии продолжается строительство храмов. прекрасный храм строят в частоозерье руководители предприятия «велес». надеемся, что в начале нового года он будет уже освящен. красивейший собор возводит в областном центре предприятие «курганприбор», строится церковь в с. половинное, начато возведение храма в г. щучье. очень важно, что несмотря на демографический и экономический кризисы, жители области не унывают, понимают, что нужно не просто выживать, а заботиться о своих семьях, воспитывать детей. несмотря на финансовые лишения, народ строит храмы божии, потому что получает там духовную поддержку, которую больше нигде не видит. сегодня окружающая жизнь и озлобление в обществе высасывают из нас энергетику, и нужно этому противодействовать. человеческих сил для этого не хватает, а тот заряд благодати, который человек получает, приходя в храм, помогает ему сохранять в себе все хорошее и благородное. люди это ощущение благодати помнят, может быть, иногда и на подсознательном или генном уровне. время сейчас необычно лукавое, многие рядятся в различные идеологические одежки. даже в советские годы люди более честно обозначали свое отношение к жизни, а сейчас все стали намного изворотливее, и в их намерениях разобраться непросто. одним из самых крупных недоразумений в прошлом году стал очень низкий процент выбора изучения в школах предмета «основы православной культуры». вышло так, что в шадринске его проигнорировали, хотя в православном городе такого просто не может быть — здесь есть верующие семьи, в конце концов, есть дети у священников. то есть имела место фальсификация результатов выбора. возмутила та степень наглости и гордыни, с какой это было сделано — объявив нулевой результат, православным словно поставили пощечину, провозгласив, что город, якобы, является безбожным, в нем нет ни одного православного верующего. но мы знаем, что бог гордым противится, а смиренным дает благодать. и господь нас своей благодатью не оставил — сейчас ситуация выправляется. родители выбирают этот предмет, несмотря на сопротивление руководства школ — многие директора продолжают говорить о том, что не допустят преподавания основ православной культуры. я их не собираюсь порицать, понимая, что в ситуации реформы в школе, когда ассигнования на преподавание предметов урезаются, у них складывается мнение, что отчасти в этом виновато введение курса по духовно-нравственному воспитанию. но все как раз наоборот — просто некоторые в нашем государстве сдают свои позиции, а православная церковь, получившая очень мощную закалку в годы гонений на нее, не сдается и предпринимает шаги к тому, чтобы народу стало лучше. бог не без милости и, по причине того, что сдают свои позиции другие, у церкви будет больше возможности бросить народу так необходимый ему сейчас якорь спасения — таким может стать изучение основ православной культуры. и я очень благодарен шадринскому духовенству, что оно правильно отреагировало на непростую ситуацию. православные шадринцы показали, что с их интересами нельзя не считаться.

— каким видите преподавание православной культуры в школах? 
— не все зависит от нас, так как этот предмет преподают светские учителя по методическим указаниям министерства образования. считаю, что и священники должны приходить в школу, хотя некоторые директора школ крайне негативно смотрят на присутствие священника в учебном заведении. думаю, это идет от глубокого налета провинциальности, от того, что они не видят истинных виновников наших бед и думают, что если во время кризиса церковь неплохо себя чувствует, значит, тоже причастна к этим неприятностям. но это не так — просто со стороны церкви исходит больше инициативы, чтобы в этой кризисной ситуации не утонуть. жизнь научила церковь бороться, и она это делает — разработаны все необходимые программы и учебники для того, чтобы давать детям знания о православной культуре.

— как складываются отношения епархии с представителями власти? возникают ли сложности с передачей церковного имущества?
— с самого начала моей службы в курганской и шадринской епархии отношения с властью сложились конструктивные и продолжают такими оставаться. что касается церковного имущества, то в курганской области практически нечего передавать церкви, так как все было уничтожено в прошлые десятилетия. во многих местах остались лишь остовы церквей в чистом поле. хотя до и после революции там были населенные пункты. потом храмы закрыли, колхозы пришли в упадок, деревни вымерли. и сейчас, когда едешь по сибирскому тракту, можно видеть руины величественных когда-то церквей. например, такие храмы, как в селах белоярском и бакланском, могли бы стать украшением москвы или санкт-петербурга, но сегодня нет смысла их восстанавливать. в епархии насчитывается 65 приходов, но не все из них функционируют полноценно — причина тоже в том, что деревни стремительно вымирают. законом предусмотрена передача собственности, находящейся в федеральном и муниципальном распоряжении, а в кургане есть храм, который является сегодня частной собственностью, церковь в щучье имеет разных собственников, поэтому судебные тяжбы могут растянуться не на один год.

— со стороны государства гонений на церковь сейчас нет, но количество истинно православных людей остается небольшим. почему положение не меняется?
— во-первых, сказывается демографический кризис. во-вторых, наше государство светское. немаловажно то, что много лет церковь была лишена воздействия на подрастающее поколение. думаю, что преподавание основ православной культуры постепенно окажет свое влияние на общество. конечно же, за один год ситуацию не переломить, преподавание только началось, и о результатах говорить еще очень рано. думаю, не ошиблись в белоруссии, где преподавание этого курса ввели с первого до выпускного класса. в первом классе ребенок узнает, что бог есть, во втором — что бог троичен, в третьем — учит небольшую молитву и т.д. таким образом он ненавязчиво и постепенно приобщается к православной вере.

— сейчас активно проявляют себя разные секты, а также этнические группировки, относящие себя к другим вероисповеданиям. это ведет к напряженности в обществе. как этому противостоять, когда в основе православной веры лежит христианское смирение?
— христианское смирение — это осознание своих грехов, смирение перед богом, перед ближними людьми, но это вовсе не означает смирения перед распоясавшимся хулиганом или бандитом, либо человеком, который насильно хочет подчинить себе и заставить жить совсем по другим законам. и если это терпеть, то это уже не смирение, а настоящее потакательство злу, трусость и предательство. человек в таком случае либо глубоко заблуждается, либо делает это по злому умыслу. смирение — это добродетель, которая присуща очень сильным людям, образцом смирения для нас является иисус христос.

— как можно защитить людей от активной пропаганды организации свидетели иеговы?
— церковь постоянно выступает с протестом по отношению к деятельности организации свидетели иеговы, объясняет гибельность избранного ею пути. но у церкви нет ни юридических, ни законодательных прав, чтобы запретить их деятельность, это могут сделать только государственные органы юстиции.

— что пожелаете шадринцам накануне великого праздника рождества христова?
— желаю всем шадринцам быть достойными божественной любви, чтобы на любовь христа и божьей матери они всегда отвечали своей любовью, сохраняли в себе ясность ума и мужество св. князя александра невского.

подготовила татьяна усольцева.