Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов
слово высокопреосвященнейшего тихона, архиепископа новосибирского и бердского, на открытии xiv новосибирских рождественских образовательных чтений | ||
xiv новосибирские рождественские образовательные чтения | ||
слово высокопреосвященнейшего тихона, архиепископа новосибирского и бердского, на открытии xiv новосибирских рождественских образовательных чтений уважаемые участники рождественских чтений, братья и сестры! ![]() с новым годом и рождеством христовым! сегодня мы уже в 14-й раз проводим рождественские образовательные чтения в г. новосибирске. эти чтения изначально призваны служить объединению усилий светских и церковных педагогов, руководителей системы образования и православных священнослужителей, работников культуры и здравоохранения, кто старается препятствовать проникновению в молодежную среду губительных пороков. рождественские образовательные чтения проводятся ради того, чтобы все люди доброй воли, болеющие о подрастающем поколении, могли объединить свои усилия ради спасения детей россии. прошедший год останется памятным для нас как год учителя, а также как год, когда в школах россии началось преподавание предмета «основы православной культуры», проходящее в рамках апробации нового комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики». желая поддержать подвижнический труд российского учителя, русская православная церковь совместно с государством уже несколько лет проводит всероссийский конкурс «за нравственный подвиг учителя», и мы благодарим педагогов новосибирской области, которые активно участвуют в этом конкурсе. преподавание основ религиозной культуры является принципиально важным шагом на пути возрождения традиционного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране. изучение исторических основ православной культуры — содействует воспитанию честных, свободных и ответственных граждан россии. изучение нравственных основ православной культуры россии — это усвоение учащими и учащимися тех добродетелей, которыми славилась святая русь — добросовестность, трудолюбие, почитание родителей, милосердие, жертвенное служение своему народу и отечеству, что является фундаментом патриотического воспитания. недаром наше российское гражданское законодательство гласит, что православие имеет особую роль в истории россии, в становлении ее духовности и культуры. почему православие? потому что именно оно послужило становлению древнерусского государства, даровало руси письменность, книги, школы, высокое искусство, благотворительность, воспитало бесстрашных воинов. и на протяжении десяти веков православие же служило единству и независимости нашего отечества. в «основах социальной концепции русской православной церкви» отмечается, что «школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. в этом деле школа и церковь призваны к сотрудничеству… возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей общеобразовательной школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний». правящая партия нашей страны носит наименование «единая россия». ее идеология – это поиск национальной идеи, способной объединить российское общество. в настоящее время насилие и разделение в обществе имеют место и об этом говорят недавние события. правительство видит выход в повышении уровня культуры, духовности и нравственности населения и с этим в первую очередь связываются реформы системы образования. советский моральный кодекс срабатывал только благодаря подавлению государством всех демократических свобод. современная школа, к сожалению, в основном выбирает для «духовного» воспитания детей «светскую этику» - в принципе тот же моральный кодекс атеиста – и через такой предмет, сразу можно предположить, воспитание в школе будет равно нулю. новое время требует новых подходов к правилам общественной жизни. учебник «основы православной культуры» составлен с учетом конституции россии и является светским учебником, составлен с гражданских позиций, как повествующий о исторической и нравственной основе тысячелетнего российского общества. вдумайтесь в слова академика д.с. лихачева: нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную творческую. без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, жульничество. воспитывает же людей – религия. культура – это то, что пред богом оправдывает существование нации. для россии, несмотря на многоконфессиональность, культурообразующая религия – это православие. культура формирует модель поведения человека. в настоящее время популярная культура демонизируется и пороки нынешнего общества – результат воспитания этой культурой, поскольку общество не знает основ традиционной культуры. сальвадор дали говорил: сначала научись рисовать, а потом экспериментируй. культура – образ духовной жизни, а нравственность – правила духовной жизни человека. духовность связана с душой, внутренним миром человека. душа человека накапливает добро или зло и растет в этом и развивается. поэтому воспитатели должны дать эти понятия о добре и зле молодому человеку, но прежде усвоить это сами, определив критерии этих понятий. мы, жители россии, независимо от вероисповедания и национальности, должны знать основу, платформу гражданского патриотического чувства – историю и культуру своей страны. не зная прошлого, мы не сможем идти в будущее. нынешние российские политологи, социологи, философы, писатели по-разному смотрят на россию. одни хотят видеть свою родину большой и дружной семьей, а другие хотят видеть в «этой стране» (как они выражаются) — только рынок, который «все урегулирует». но разве не понятно, что, пренебрегая своим культурно-историческим наследием и духовно-нравственными заповедями предков, невозможно достичь гражданской консолидации, невозможно сохранить независимость россии? поэтому создание условий для полноценного духовно-нравственного воспитания школьников является задачей государственной значимости — «задачей номер один для всех нас», как сказал в послании федеральному собранию российской федерации президент россии дмитрий анатольевич медведев. в школе делается многое для воспитания нового человека. происходит и техническое переоснащение школы. но школа по-прежнему является оплотом атеизма, от которого наша страна давно отказалась. не слышно голоса школы против пошлости и разврата, пьянства и наркомании, жестокости, бездуховности и криминала. да и сами учителя подвергаются насилию и жестокости от своих учеников и их родителей. уже давно замечено благотворное влияние преподавания «основ православной культуры» в трудных школах, среди групп риска, в исправительных колониях, среди военнослужащих. вот цитата из письма заместителя директора федеральной службы исполнения наказаний минюста россии а.м. величко: «проводимая священнослужителями работа позитивно сказывается на состоянии дисциплины среди осужденных. по итогам работы за 9 месяцев 2010 года количество злостных нарушений среди осужденных сократилось на 75%»! (речь идет о создании тюремных приходов в воронеже). как видите, нам разрешают исправлять ошибки школьного и семейного воспитания. вопрос: почему молодой человек должен узнать о совести, чести и правах другого человека в тюрьме, а не сидя за школьной партой? не только школа, но и тюрьма отделены от церкви. для решения общей задачи воспитания детей и молодежи необходимо нам самим, тем кто берет на себя функции воспитателя российской молодежи твердо определиться: а что хотим мы? сделать вид, что мы сотрудничаем, а все силы приложить, чтобы не допустить священника до учащихся и даже до родителей учеников? но вред через это мы наносим только общему делу воспитания школьников. священник все равно к ним придет, но только в колонию или наркодиспансер. одна бездуховная школа с духовными пороками молодежи не справится, даже уповая на всю мощь государства и технического прогресса. систематическое преподавание школьникам основ религиозной культуры является залогом целостного и правдивого восприятия российскими школьниками отечественной истории и великой русской культуры. проникнувшись любовью к родине, выпускники российской школы будут стремиться к тому, чтобы у нашей славной российской истории было достойное продолжение. недавно на встрече с сотрудниками синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества святейший патриарх кирилл сказал, что в области церковно-государственных отношений в россии на сегодня не осталось ни одного принципиального вопроса, который содержал бы в себе некий конфликт между церковью и государством. было три таких вопроса: участие духовенства в вооруженных силах, возвращение церкви незаконно отнятого имущества и присутствие религиозно ориентированных дисциплин в школе. все эти вопросы решены, остались технические вопросы по реализации этих договоренностей. на уровне законодательства церковь наконец получила свободу своей миссии. сейчас остается непонимание между церковью и некоторыми общественными кругами о месте церкви в общественной жизни. поскольку духовно-нравственная атмосфера школы зависит не только от учителей, но и от общества в целом, то мы приглашаем на рождественские чтения представителей органов власти, науки, культуры, медицины, социальных работников и всех, кто готов трудиться ради нравственного оздоровления детей и молодежи. новый закон об образовании, который в настоящее время проходит всенародное обсуждение, отражает государственное признание образовательной и просветительной деятельности церкви и открывает новые перспективы сотрудничества школы и церкви в деле воспитания подрастающего поколения граждан россии. всем работникам сферы образования, учителям г. новосибирска и новосибирской области и вам, дорогие участники рождественских чтений, желаю мира, здоровья и благополучия! с рождеством христовым! давайте все вместе пожелаем нашей молодежи доброго духовного здоровья! orthedu.ru / | ||
(голосов: 0) | версия для печати просмотров: 0 |