Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

«И в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из нея взят бых». Хлеб – дар Божий – говорили наши прадеды. И в молитве «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…», слово хлеб является синонимом еды вообще.

Выпечка хлеба в народной кухне всегда была своеобразным ритуалом. Секрет его приготовления передавался из поколения в поколение. Практически каждая семья имела свой секрет. Готовили хлеб примерно один раз в неделю на различных заквасках: ржаных, овсяных. Знаменитые крестьянские закваски делали из ржаной муки, соломы, овса, ячменя, пшеницы. Именно такие закваски обогащали организм различными полезными веществами. До сих пор в глухих деревнях сохранились рецепты приготовления хлеба без сегодняшних дрожжей.

Использование неочищенной ржаной муки приводило к тому, что, хотя хлеб был грубый, но зато содержал все полезные вещества, которые имеются в злаках. А в русской печи хлеб приобретал незабываемый вкус и аромат.

Год назад настоятель прихода во имя Святителя Николая Чудотворца в рабочем поселке Юшала священник Игорь Онкин исполнил свою давнюю заветную мечту - начал выращивать на приусадебном участке собственный хлеб. Под посев ржи батюшка-«хлебороб» выделил полторы сотки.

«15 минут заняло приятнейшее занятие – посев: берешь горсть зерна из ведерка и кидаешь. Еще полчаса ушло на то, чтобы пройти мотокультиватором по полю и заборонить зерна. Вскоре появилась обильная изумрудная зелень. Наблюдал с наслаждением, как поднимается стена зеленых хлебов, затем выводит колос. А в колосьях по 20 – 30 – 40 зерен. И вот минул Ильин день. Пора браться за серп. Срезаем первый сноп и связываем его жгутом из той же ржаной соломы. Получается хорошо и красиво. Когда готовы восемь снопов, ставим суслон. Загляденье! Ребятишкам незабываемое впечатление! Полторы сотки мы сжали за три дня, и, в общей сложности, у нас ушло 12 часов работы. Я бы не сказал, что это труднее, чем копать картошку.

В суслонах снопы простояли две недели, дозрели. После чего мы снесли их в сарай. И вот «Батюшка-Покров»  пришел. Устраиваем Покровские посиделки. Несколько женщин за два дня оборвали колоски. А солому вынесли кроликам на съедение. Теперь самое муторное – обмолот. Пробовали и руками, и приспособлениями, и скалкой. Это был самый долгий процесс – дня четыре. Зерно с мякиной провеяли под бытовым вентилятором. Урожай зерна получился – 3 мешка с 1,5 сотки. Когда зерно пропустишь через зернодробилку, а потом просеешь – получится 50% муки и 50% крупы. Осталось заквасить тесто и испечь собственный хлебушек».

Так и поступают сейчас в Никольской общине: на праздники свой хлеб пекут, сами едят и гостей угощают.

«Если бы половина деревенских жителей научилась иметь собственный хлеб, или хотя бы фуражное зерно –возрождение деревни стало бы реальным, а не призрачным», - закончил отец Игорь свой рассказ.