Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

новости

3 февраля 2011 г.

православный календарь: память преподобного максима грека

максим грек родился в эпире, в городе арта, около 1470-1475 г.г. его мирское имя – михаил триволис. желая получить хорошее образование, михаил отправился в италию в начале 1490-х гг., где слушал лекции во многих итальянских университетах, тесно общался с ренессансными гуманистами.
во флоренции в период пребывания там михаила становится популярным знаменитый проповедник – доминиканский монах джироламо савонарола, который выступил с резкой критикой в адрес правившей флоренцией семьи медичи, папства и пороков современной ему католической церкви.
впечатление, которое оказали на михаила триволиса проповеди савонаролы, было столь велико, что юный грек становится доминиканским монахом во флорентийском монастыре сан-марко, приором которого прежде был савонарола. триволис пробыл в этом монастыре 2 года. но после казни савонаролы духовная жизнь в этом католическом монастыре замирает. между тем возросшая религиозность михаила принуждала его к дальнейшему духовному поиску. в итоге он уезжает из италии и возвращается в грецию. свой жизненный идеал он отныне видит в православном монашестве.
около 1505 г. он появляется на афоне и принимает постриг с именем максим в честь преподобного максима исповедника в ватопедском благовещенском монастыре. в течение 10 лет максим грек пребывал на афоне и продолжал здесь заниматься своим образованием.
в 1515 г. великий князь василий иоаннович и митрополит московский и всея руси варлаам обратились на афон с просьбой прислать в москву ученого инока савву для того, чтобы перевести с греческого толковую псалтирь из государевой библиотеки. но савва был уже стар и болен. вместо него отправляется в далекую россию максим. в 1518 году он прибывает в москву.
максим грек очень быстро привлек к себе внимание тех русских людей, которые стремились к просвещению и интересовались богословскими вопросами. вокруг него образуется целый кружок любителей книжности. первый труд, который был ему поручен в москве, – перевод толковой псалтири. работая над ним, максим столкнулся с большими трудностями: уровень образованности в москве в ту пору был настолько низок, что здесь не нашлось ни одного человека, который бы знал греческий язык. в то же время максим, разумеется, не знал славянского языка. поэтому максим переводил с греческого на латынь, а затем уже русские толмачи – с латинского на русский язык.
преподобный максим грек выполнил перевод толковой псалтири за год и пять месяцев и ожидал, что после этого его отпустят обратно на афон. тем более, что он перевел для митрополита варлаама еще и толкование на книгу деяний апостольских.
но отпускать ученого грека из москвы не торопились. ему стали давать одно за другим различные новые поручения. в частности, в это время в москве осознали необходимость устранить пестроту, имевшую место в богослужебных книгах. преподобный максим, к этому времени уже неплохо овладевший славянским языком, исправил триодь цветную, часослов, евангелие и апостол.
максим грек скоро понял, что в москве существуют два внутрицерковных течения: нестяжателей и иосифлян. максим по своим воззрениям был близок к нестяжателям. поэтому с нестяжательным митрополитом варлаамом у максима сложились очень теплые и близкие отношения. преемник же варлаама – даниил – был, напротив, иосифлянином. так что в отношениях между ним и максимом практически изначально было заложено противоречие. кроме того, максим осуждал автокефалию русской церкви, которую почитал неканонической.
однако поначалу даниил относился к максиму неплохо. но отказ максима переводить на русский язык «историю церкви» блаженного феодорита кирского поссорил его с митрополитом. кроме того, максим грек одновременно навлек на себя и подозрения со стороны великого князя василия. утверждалось, что максим якобы называл государя «гонителем и мучителем», «нечестивым». стало известно, что в беседе с другим московским греком – новоспасским архимандритом саввой – максим позволил себе усомниться в успехе борьбы русских с казанскими татарами. припомнили максиму и общение с турецким послом – греком скиндером. при помощи доносов ученого монаха изобразили турецким шпионом. митрополит даниил против преподобного максима одновременно выдвинул помимо политических и множество обвинений церковного характера. на основании найденных в его первых переводах, погрешностей ему предъявили обвинение в ереси. в добавление ко всему максим был обвинен еще и в колдовстве.
возражать митрополиту и великому князю уже никто не отваживался. собор, признал его еретиком и политическим преступником, решено было отлучить максима от церкви и приговорить к пожизненному тюремному заключению. митрополит определил местом заключения ученого инока свой иосифо-волоколамский монастырь. там максим грек претерпел, как он впоследствии писал, «мразы и дымы, и глады», находясь в монастырской тюрьме в тяжелейших условиях.
максим пробыл в своем первом заточении почти 7 лет. а в 1531 г. состоялся новый соборный суд, к которому максим грек первоначально был привлечен в качестве свидетеля по делу князя-инока вассиана патрикеева. а привлекая, заодно еще раз обвинили и самого максима. к этому времени умер турецкий посол скиндер, и в его бумагах, изъятых великокняжеской администрацией, обнаружились письма максима с довольно нелестными для москвы отзывами. ставили максиму в вину и отсутствие покаяния после первого осуждения. соборный суд 1531 г. обвинил грека в том, что он «возводит хулу на русских чудотворцев и на русскую церковь». максима и вассиана признали виновными.
вассиана патрикеева заточили в волоколамский монастырь. максима же переводят в другое место – в тверской отрочь монастырь, под надзор тверского епископа акакия. там он пробыл еще 20 лет в заточении, но в условиях более мягкого, чем прежде, режима. акакий разрешил максиму писать, что было запрещено в течение первых 7 лет его заточения. в тверском отроче монастыре максим закончил написание канона святому духу параклиту (работу над ним он начал еще в волоцкой тюрьме, где писал углем на стене).
всего максим, собиравшийся в москву ненадолго, прожил в россии 38 лет. из них почти 27 – в заключении. только в 1551 году его перевели в троице-сергиев монастырь и освободили, но из россии так и не выпустили.
интересно, что, хотя впоследствии преподобный максим грек и был канонизирован, решения двух соборов, которыми он так несправедливо был осужден, формально так никогда и не были отменены, и преподобный максим так никогда и не был оправдан юридически. это заменила его канонизация в 1988 г.
максим грек написал более 300 сочинений. в основном они носят духовно-просветительский характер. среди них наиболее многочисленны небольшие трактаты и письма. преподобный написал ряд посланий, направленных против латинян и протестантов, против астрологии.
преподобный максим окончил свою жизнь в 1556 г. в троице-сергиевом монастыре. погребли его с почетом, как подвижника, в свято-духовской церкви. канонизирован он был в год 1000-летия крещения руси, хотя местно он издревле почитался как один из радонежских святых. его иконы известны уже с xvii в. мощи преподобного максима были обретены в 1996 г.