Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

6 марта 2011 года, в неделю сыропустную, воспоминание адамова изгнания, преосвященнейший епископ улан-удэнский и бурятский савватий возглавил божественную литургию в свято-одигитриевском соборе г. улан-удэ.

его преосвященству сослужили: протоиерей михаил елагин, благочинный улан-удэнского округа; иерей роман матвеев, и.о. секретаря епархиального управления; иерей николай корниенко, клирик свято-одигитриевского собора г. улан-удэ; диакона собора.

по окончании божественной литургии правящий архиерей обратился к участникам богослужения с проповедью.

информационный отдел

синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание адамова изгнания

стихи:

пусть плачет горько с прародителями мир,

как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими.

в этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому).

это из-за (вкушения) пищи первым адамом господь постился сорок дней и был послушен (см. флп. 2, 8); из-за адама же святые апостолы задумали и эту великую четыредесятницу, чтобы мы, сохранив то[1], что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели (последнее) через пост.

кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых (отцов) — коротко изложить дела, совершенные богом, от начала даже до конца. а поскольку причиной всех наших (бед) было преступление (заповеди) и падение адама через вкушение, — по сей причине и предлагают сегодня творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно чтобы не подражали невоздержанию во всем.

в шестой день создан был адам рукою божией, будучи почтен и образом (его) через вдуновение; и, получив заповедь, с этого времени до шестого часа жил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан оттуда. впрочем, иудей филон[2] считал, что адам прожил в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней, из-за значимости числа семь. а что в шестой час (адам), протянув руки, коснулся (запретного) плода, — показал новый адам — христос, в шестой час и день простерший руки на кресте, исцеляя того от погибели.

(адам) был создан между смертью и бессмертием, чтобы получить то, что сам выберет. хотя возможно было богу создать его и безгрешным, но чтобы было испытано и его собственное произволение, дается заповедь употреблять (в пищу) от всех деревьев, кроме одного, — это значит, разрешается помышлять о познании божественной силы через все творения божии, но только не о естестве божием. так и григорий богослов любомудрствует, что (другие) райские деревья — это божественные помыслы, а запрещенное дерево — созерцание. то есть, говорит он, бог повелел адаму интересоваться всеми остальными стихиями и качествами и умом размышлять (о них), равно и о своей природе, прославляя за это бога, ибо это — истинная пища; однако о боге: кто же (он) по естеству, и где (он), и как привел все из небытия, — отнюдь не допытываться. однако адам, оставив всё другое, стал более и более выведывать о боге и тщательно исследовать его сущность. поскольку был еще несовершенен и неразумен, как младенец, то и впал в это, когда сатана через еву внушил ему мечту обожения.

а великий и божественный златоуст, хотя и следуя писанию, но вместе с тем не по букве, приписывает этому древу (познания) некую двойную силу и говорит, что рай был на земле, считая его вместе и духовным, и материальным, — как и адам был между смертью и бессмертием.

некоторые же думают, что древом преслушания была смоковница, так как (адам и ева), внезапно познав свою наготу, прикрылись, употребив ее листья. потому христос и проклял смоковницу, что она была причиной непослушания; она имеет даже и некое сходство с грехом. прежде всего, — это сладость (плодов), затем жесткость листьев и прилепление клейким соком. но есть и такие, которые неправильно помышляют, будто (запрещенное) дерево — соблазнение адама евою и познание (ее).

итак, преступив заповедь божию, адам оделся в смертную плоть, был проклят и изгнан из рая; и повелено было, чтобы огненный меч охранял его вход. адам же, сидя напротив (рая), плакал (о том), скольких благ лишился из-за того, что не постился в свое время. и в его лице весь человеческий род подвергся проклятию, пока создатель наш, пожалев наше естество, погубленное сатаною, не возвел нас снова в первозданное достоинство, родившись от святой девы и безгрешно пожив, показав нам путь через противоположное тому (что сделал адам), то есть пост и смирение, и победив прельстившего нас хитростью.

итак, богоносные отцы, желая все это представить в целой триоди, вначале предлагают ветхозаветные (события); первое из них — сотворение адама и изгнание из рая, память которого сегодня совершаем, также чтения и из других (книг библии): моисеевых, пророческих и более всего давидовых, прибавляя при этом нечто и по благодати. затем, по порядку, следуют и (события) нового завета, из которых первое — благовещение, по неизреченному божию промышлению всегда приходящееся на четыредесятницу; воскрешение лазаря и цветоносная (неделя), святая великая седмица, когда прочитываются священные евангелия и со умилением воспеваются сами святые и спасительные страсти христовы. потом, в период от воскресения до сошествия святого духа, прочитываются деяния (апостолов): как происходила (их) проповедь и призвала всех уверовавших, — ибо деяния чудесами свидетельствуют о воскресении.

итак, поскольку мы столь сильно пострадали из-за того, что адам однажды не сохранил поста, то предлагается воспоминание об этом теперь, на пороге святой четыредесятницы, чтобы, памятуя, какое зло принесло невоздержание, мы постарались с радостью начать пост и соблюдать его. потому что через пост мы получим то, чего не достиг адам [то есть обожения], плача, постясь и смиряясь, пока не посетит нас бог, — ведь без этого трудно получить то, что потеряли.

да будет же известно, что сия святая и великая четыредесятница — десятина от всего года. поскольку мы по лености не хотим постоянно поститься и избегать зла, то апостолы и божественные отцы дали ее нам как некое плодоносное для души время, чтобы всё, сколько за весь год мы сделали безрассудного, теперь очистить сокрушением и смирением в посте. и эту (четыредесятницу) мы должны тщательно соблюдать, как, впрочем, и другие три (поста), то есть святых апостолов, богородицы (успенский) и рождества христова, — соответственно четырем временам года. четыредесятницу же передали (нам) святые апостолы, почтив ее особо из-за святых страстей и из-за того, что христос постился (40 дней) и прославился; и моисей 40 дней постился, чтобы принять закон; также и илия, и даниил, и все, которые прославлены у бога. и адам доказывает от противного, что пост — это благо. по этой причине адамово изгнание и помещено здесь святыми отцами.

христе боже наш, по несказанному милосердию твоему сподоби нас райской сладости и помилуй, ибо ты один человеколюбец. аминь.

православие.ru

 

Яндекс.Метрика