Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 14:59

Что собой представляет система российских детских домов, почему государство содержит интернаты, и как помочь детям остаться в семье – рассказала 5 апреля на веб-семинаре Синодального отдела по церковной благотоврительности слушателем очередного вебинара Елена Альшанская - президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и руководитель объединения волонтёров отказники.ру


115 тысяч детей ежегодно попадают в детские дома. Часть из них, 60-70 тысяч, устраиваются в новые семьи, а остальные остаются в системе. И с каждым годом число прибывающих в эту систему детей увеличивается.

«Существует ошибочное мнение, что большинство детей, оказавшихся в детских домах, это те, от которых отказалась мама. На самом деле, малышей, которых мы называем отказничками, меньше 10%. Большинство же составляют «отобранные» дети», - утверждает Елена Альшанская.

По данным Росстата, на сегодняшний день зарегистрировано 50323 случая лишения родительских прав. Из них 1661 случай – жестокое обращение с детьми, и 6036 – угроза жизни или здоровью ребенка. Остается подавляющее большинство прецедентов, а именно, 40 965, которые приходятся на расплывчатую категорию «невыполнение родительских обязанностей». Почему так происходит?

«Система интернатов изначально сложилась как способ мобилизации средств и сил в поддержку детей-сирот или выходцев из неблагополучных семей. То есть, это была идея экономии средств. В детском доме в одном здании есть все необходимое: школа, столовая, медицинская часть и прочее. Государство скорее будет продолжать движение с развитием детских домов, нежели поддерживать проблемные семьи. Ведь тогда придется развивать мощнейшую инфраструктуру с детскими садами, поликлиниками, школами. А это крайне сложно и очень дорого», - обозначила основную проблему Елена Альшанская.

Решать вопрос с детскими домами можно двумя способами. Первый, наиболее популярный, - устроить ребенка в приемную семью. Второй, куда менее разработанный, - попытаться сделать так, чтобы ребенок вообще не попал в систему - попытаться сохранить семью. Почему так важно то, что малыш должен обязательно остаться в семье, пусть даже не самой благополучной?

«Безопасную среду для ребенка создает мама – человек, который всегда рядом. Именно через нее, бессменно присутствующую в его жизни, он учится в младенчестве выстраивать взаимодействие с внешним миром. В специальных учреждениях вокруг детей всегда много разных людей, и ребенок просто не может зафиксировать одного человека. В результате он ищет свои способы приспособления к окружающему миру, и не стоит удивляться тому, что воспитанники детских домов – совсем другие люди. Нарушения привязанности приводят к тяжелым последствиям для развития психики и дальнейшей социальной дезориентации ребенка. ЗПР – это диагноз системе», - объясняет Елена Альшанская.

Человеку, в детстве оторванному от семьи, тяжело выстраивать отношения с окружающими. Не менее серьезны трудности, связанные с неспособностью действовать и принимать решения самостоятельно. Очень часто воспитанники детских домов против своей воли становятся иждивенцами, а самым близким по внутренней организации обществом для них зачастую оказывается тюрьма.

На эту ситуацию можно взглянуть с противоположной стороны, то есть со стороны родителей.

«Когда человек находится в состоянии зависимости (например, начал пить), ребенок для него - последний источник мотиваций. Он помогает маме держаться на плаву, еще пребывать в сознании, пытаться о ком-то заботиться. В этот момент, когда женщине нужно помочь встать на ноги, обычно приходят судебные приставы, забирают ребенка с обещанием вернуть, только когда мама придет в себя. А как она придет в себя, если ее последнюю «соломинку» отправили в детский дом? Как правило, у такой матери окончательно опускаются руки и спивается она гораздо быстрее», - подтверждает еще одним аргументом необходимость заботы о семье Елена Альшанская.

«Мы должны в этом помогать. Волонтеры в состоянии помочь, главное начать двигаться в этом направлении», - уверенно говорит автор семинара.

Благотворительный фонд «Волонтёры в помощь детям-сиротам», возглавляемый Еленой Альшанской существует всего несколько лет. Но уже успешно осуществляет проекты в поддержку семьи. Один из них - «профилактика социального сиротства». В его рамках волонтеры оказывают помощь семьям, столкнувшимся с угрозой изъятия детей. С родителями работают в течение нескольких лет, им помогают специалисты: юристы, психологи, социальные работники из числа волонтеров. При необходимости семьям оказывается и материальная помощь.

«Работа с семьей в ситуации кризиса требует длительного времени и много терпения. Цель не только в том, чтобы разрешить конкретную проблему. Нужно помочь семье научиться справляться с трудностями самостоятельно», - поясняет деятельность волонтеров Елена.

Интерактивный семинар объединил слушателей со всей страны: в вебинаре приняли участие жители Ставрополя, Одессы, Киева, Воронежа, Владимира и Новосибирска. В рамках вебинаров уже стало традицией задавать докладчику вопросы. Например, прозвучал вопрос о том, как волонтеру делить ответственность с матерью в совместной работе по спасению семьи.

«К этому нужно отнестись очень серьезно. Нельзя прожить чужую жизнь за кого-то и брать на себя всю ответственность. Ведь взяв на себя определенные обязательства, вы должны будете их выполнить. А если не сможете, виноваты будете только вы сами».
Следующий вебинар на тему "Тюремное служение мирян - духовная поддержка осужденных: переписка и дистанционное обучение" состоится 8 апреля. Ведущая вебинара - руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении Наталья Пономарева.

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви благодарит компанию Webinar.ru (http://webinar.ru/), которая осуществляет техническую поддержку дистанционного обучения технологиям социального служения.

Анна Титова

6 апреля 2011 г.


Диакония.Ру