Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Московская епархия
Адрес новости: http://www.mepar.ru/

вот уже более 500 лет на ступинской земле существует свято-троицкая обитель. несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с преподобным сергием радонежским. н. д. иванчин-писарев — известный русский писатель xix века — повествует: «по сказаниям иноков белопесоцкого монастыря, что на берегу реки оки, и давнему преданию жителей города каширы, святой сергий радонежский, пешеходствуя от коломны к серпухову, остановился отдохнуть и помолиться, и провёл там несколько времени. это было недалеко от старой каширы, где ныне село. его молящегося, и место которое, как говорят, он благословил, подстерегли набожные любопытцы — и там, на песчаном берегу оки, основалась обитель белопесоцкая. она стоит против новой каширы…» упоминается неизвестный монастырь на белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско московского великого князя димитрия ивановича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка каширы. по местному преданию великий князь димитрий иванович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь».

первым строителем троицкой обители был игумен владимир, который и считается документально известным основателем монастыря. преподобный владимир белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в новгородском спасо-преображенском хутынском монастыре. приблизительно в 1470–1471 годах он прибыл в каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки оки. в настоящее время он прославлен в лике святых и его мощи почивают под спудом троицкого собора.

новый мужской монастырь, находящийся на южном рубеже московской руси, был ещё и крепостью, стоявшей на защите от набегов крымских ханов. именно поэтому великие князья иван iii, василий iii, а также и цари иван грозный, борис годунов и михаил федорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.

однако монастырь никогда не утрачивал своего, в первую очередь, духовного значения. в 1520-е годы белопесоцкую обитель прославил своими подвигами и подвижнической жизнью выдающийся старец феодосий коверя. родом он был из новгородской земли и состоял в родстве с древними боярскими родами григоровых и овиновых.

уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в xvii веке виде.

в эпоху правления царя ивана грозного в белопесоцком монастыре был возведён монументальный ансамбль каменных зданий и сооружений. каменное строительство начато было ещё в 1564 году закладкой троицкого собора и построением каменной церкви во имя преподобного сергия радонежского с трапезной палатой. по монастырской описи сооружение было двухъярусным: «…да под церковью ж хлебня, под трапезою погребы…».

к сожалению, сооружения xvi столетия были в значительной степени перестроены в период царствования михаила федоровича, алексея михайловича и федора алексеевича, и в таком виде дошли до нашего времени. однако планировка и характер композиции монастырского ансамбля не изменялись. полностью утрачена только одна каменная постройка xvi века, древняя монастырская колокольня. еще в конце xviii столетия, в 1794 году вместо нее над надвратным никольским храмом, возведенным еще в конце xvi века, была, построена невысокая звонница. в 1681 года древняя обитель становится приписной к коломенскому архиерейскому дому и в этом качестве существует до 1700 года.

троицкий собор белопесоцкого монастыря поставлен на высокий подклет, объем его четверика со всех сторон был окружен крытой галереей-гульбищем, на галерею ведут три высоких парадных крыльца. к концу хх столетия сохранилось только западное крыльцо. эта крытая галерея была выполнена в не совсем обычной традиции. дело в том что гульбище-галерея двухъярусная. с востока к собору примыкает сильно вынесенная во вне трёхчастная алтарная апсида.

в 1700 году монастырь был передан по указу царя петра i троице-сергиевому монастырю. только в 1764 году монастырь был вновь возвращен в ведение коломенского архиерейского дома. на основании «указа о секуляризации церковных имуществ» он был обращен в заштатный, и лишен всех своих вотчин, однако не упразднен.

в 1802–1804 годах при игумене феодуле и игумене иоанникии вдоль южной монастырской стены был построен комплекс зданий в стиле классицизма и в их число вошли два храма: сергиевская трапезная церковь была возведена на сводчатых подвалах и подклетях монастырской трапезной xvi века по благословению митрополита московского и коломенского платона (левшина), о чем гласит надпись на памятной доске: «1804 года сия святая церковь построена во имя святаго сергия чудотворца при митрополите московском и коломенском платоне…».

судьба этого храма во многом интересна. долгое время после отечественной войны 1812 года он стоял в запустении, пока в 1852 году, по благословению свт. филарета, митрополита московского, не был возобновлен и «освящен им самим».

еще один храм, в память усекновения главы иоанна предтечи, был также возведен в первой половине столетия и встроен в существующий ансамбль.

духовное делание в белопесоцкой обители продолжалось вплоть до революции. в 1916 году в монастыре подвизалось 50 братьев.

в 1918 году часть монахов была выведена за стены монастыря и расстреляна. в 1924 году монастырь был закрыт, а его здания переданы историческому музею. однако до 1933 года в троицком соборе монастыря совершались богослужения.

с середины 1930-х годов в монастыре находилось общежитие для рабочих и временный лагерь для заключенных, строивших железнодорожный мост через реку оку. затем на долгие годы в монастыре воцарилась мерзость запустения.

рядом с обителью в тихвинской церкви села среднее пребывает чудотворный образ божией матери «утоли моя печали» — одна из святынь белопесоцкого монастыря, которая была передана в этот храм.

трудно было представить, что монастырь можно восстановить, однако, в мае 1993 года на светлой седмице, троицкий белопесоцкий монастырь был открыт как женский.

2 апреля митрополит крутицкий и коломенский ювеналий посетил с архипастырским визитом свято-троицкий белопесоцкий монастырь и возглавил божественную литургию в троицком соборе обители. владыке митрополиту сослужил епископ серпуховской роман, благочинный ступинского округа священник александр краля, иеромонах николай (летуновский) и духовенство обители. за богослужением молились глава ступинского района п. и. чеплан и настоятельница владычнего монастыря города серпухова игумения алексия (петрова). на малом входе владыка возвел в сан игумении настоятельницу белопесоцкой обители монахиню агнию (сударикову). по окончании божественной литургии владыка митрополит обратился с архипастырским словом к молящимся:

«ваше преосвященство, дорогой владыка роман, уважаемый павел иванович, матушка игумения алексия, сестры святой обители, всечестные отцы, братья и сестры! великий пост дается нам для того, чтобы мы это время, пребывая в благочестии и чистоте, размышляли о жизни своей и исповедовали своим духовникам свои грехи и пороки. святая церковь для этого учредила таинство покаяния, а через причащение святых христовых таин мы таинственно, но реально, соединяемся с господом и спасителем нашим иисусом христом. и на каждой неделе в воскресные дни великого поста за литургией читается святое евангелие, утверждающее нас в вере христовой. вот и сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как христос спаситель чудодейственно исцелил глухонемого. это делается для нашего назидания, для напоминания о том, что господь целитель душ и телес наших. и так мы в период великого поста духовно обновляемся и получаем божию помощь, чтобы и дальше нести свой жизненный крест. как духовные маячки по нашей земле расположены храмы божии, где мы духовно назидаемся и молимся, а особенное значение имеют монастыри, как мужские, так и женские. потому что туда приходят люди, которые хотят полностью посвятить себя богу, и через жизнь свою, через служение свое помогать людям. более 500 лет эта святая обитель является таким духовным прибежищем. я сегодня прибыл сюда, чтобы совершить здесь божественную литургию и возвести в сан игумении настоятельницу монастыря матушку агнию. я спешил до весеннего половодья, потому что знаю, что в этот период жизнь монастыря затрудняется. пользуюсь присутствием здесь павла ивановича, главы ступинского района, чтобы выразить ему нашу общую признательность за то, что вы в течение многих лет, павел иванович, проявляете внимание и личную заботу о возрождении этой святой обители и помощи ее насельницам. во время таких явлений как половодье, бывают стихийные бедствия, и наши монашествующие, да и сам этот древний памятник, могут попадать в трудное положение. поэтому очень надеюсь, что вы и дальше по-отечески будете проявлять свое попечение об этой святой обители.

дорогая матушка игумения! я очень рад, что сравнительно за короткий период вы смогли здесь духовно укорениться, и, не только заботясь о своем личном спасении, но видя ваш святой пример, собралось здесь своего рода малое духовное стало ваших соработниц в деле спасения. и я благодарен игумении алексии, которая вас направила сюда по моему благословению, чтобы возглавить эту святую обитель. присутствие множества народа сегодня, в субботний день, свидетельствует для меня о том, как духовно притягивает это святое место наших людей. здесь они ищут духовного утешения, спасения о господе. и величайшая ответственность лежит на вас, на каждой сестре, насельнице и труженице святой обители, чтобы никто не ушел отсюда неутешенным, чтобы получали радость, духовное облегчение и наставление. здесь много лет беспорочно совершает свое служение отец гермоген, и я рад, что сейчас уже два священнослужителя здесь, которые совершают постоянные богослужения. сегодня, в этот радостный для всех нас день, я хочу вручить вам этот жезл, как символ вашей игуменской власти в святой обители».

затем с ответным словом к владыке митрополиту обратилась игумения агния. на молитвенную память в дар игумении агнии митрополит ювеналий преподнес изображение честнаго и животворящего креста господня. со словом приветствия обратился также и глава ступинского района п. и. челпан.

после этого состоялось уставное поминовение усопших и общая монастырская трапеза.