Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Дни Великой Седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. С Великого Понедельника Церковь прославляет "честные страдания Господа, которые, якоже светила совершенна, воссияют миру. Приидите, встретим песнями Создателя, грядущего прияти Крест, испытания и раны. Приидите очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся и умертвимся Его ради житейским сластем".

Любимый сын Иакова - Иосиф из зависти продан был своими братьями по плоти; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, Своих единоплеменников. Сын Израилев, проданный в Египет, заключается в темницу; осужденный на смерть Сын Божий снисходит во гроб. Непосредственным действием Промысла освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, по восстании Своем из гроба, приемлет власть над миром. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, притекавших к нему за хлебом, Иисус Христос соделался для нас небесным хлебом для вечной жизни.

Церковь в Великий Понедельник приводит на память нам также и бесплодную смоковницу, которая, по слову Господа, в этот день иссохла. Вечером того же дня, в который Иисус Христос, как Царь, вошел в Иерусалим, Он удалился из Иерусалима в Вифанию и там провел ночь. Утром, возвращаясь в город, Иисус Христос взалкал и, увидевши близ дороги смоковницу, подошел к ней. Смоковница покрыта была листьями, но на ней плодов не было. Господь сказал: да не будет же от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 17-22; Мк. 11, 19-26). Иссохшая смоковница, по словам Евангелия, была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв.

По изъяснению Церкви, иссохшая смоковница знаменует также лицемерное сонмище иудейское, у которого Спаситель не нашел истинного плода, кроме лицемерной сени закона, и эту сень бесплодного сонмища обличил и осудил. Смоковнице подобна и всякая душа, не имущая духовных плодов: кто не имеет истинно добрых дел, освящаемых верою и молитвою, того не защитит от осуждения одна наружность. На зеленеющей бесплодной смоковнице Спаситель показал и то, что Он имеет силу не только благотворить, но и являть правосудие Свое.