Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Святой мученик Василиск был племянник святого Феодора Тирона; он пострадал вместе с Евтропием и Клеоником, но принял смерть от меча после них, в царствование Максимилиана, в 308 г. Мучения, которым он был подвергнут, сопровождались поразительнейшими чудесами, о чем свидетельствует очевидец их, святой мученик Евсигний. Мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, после смерти своей явился святителю Иоанну Златоустому. Это было в г. Команах, где пострадал святой Василиск, где была сооружена церковь во имя его и лежали его мощи, и где на пути к месту изгнания скончался святитель Иоанн Златоуст. Здесь, пред кончиной его, святой мученик Василиск явился великому святителю и сказал: «Не унывай, брате Иоанне, завтра будем вместе».

Явление из загробного мира святого мученика Василиска напоминает нам, братия, о бессмертии нашей души, о будущей жизни, о том, что смерть телесная служит для нас только переходом к бессмертию.

Без веры в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни нашей мы в своей земной жизни и деятельности легко могли бы сравниться с скотами бессмысленными, у коих предмет и конец деятельности, верх наслаждения - одно удовлетворение чувственности, даже легко могли бы превратиться в зверей, безжалостно терзающих друг друга, для насыщения своего не щадящих жизни подобных себе существ, - могли бы дойти до забвения всех добродетелей и обязанностей.

Но столь необходимая и спасительная вера в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни у всех ли тверда и крепка? Есть маловеры, которые, хотя не отвергают загробной жизни, но судят о ней только предположительно, с нерешительностью. Поэтому, братия, для укрепления сомневающихся в этой истине и вообще для назидания нашего теперь, в день святого мученика Василиска, своим явлением из загробного мира свидетельствующего о бытии этой жизни, благовременно нам при свете слова Божия и здравого разума уяснить себе истину, что смерть телесная не есть прекращение нашего бытия, уничтожение нашего существа, а начало новой, нескончаемой жизни.

В этой истине мы прежде всего убеждаемся из наблюдений за проявлениями духовной жизни в человеке. Каждый человек состоит из тела и души. По наблюдениям взаимных отношений между телом и душой усматривается, что тело хотя бы спало, душа все бодрствует; чувства телесные хотя бы пребывали бездейственны, душа и тогда продолжает мыслить, чувствовать, желать, вспоминать, представлять.

Душа наша имеет беспредельные желания. Она ничем земным не удовлетворяется. Хотя бы обладали всеми возможными благами земными, хотя бы к нашему удовольствию собрано было все со всего света, представлены были все сокровища земли: мы все остаемся не довольны собою, все не покойны, скучаем. Отчего бы происходило это недовольство наше собою среди всех благ земных, эта тоска сердца, крушение духа? Все прочие существа земного мира, будучи созданы для земли, на земле и находят полное для себя удовлетворение. Сыто животное, - и оно играет; в свежей воде рыба, - и она плещется; на открытом и чистом воздухе птица, - и она вьется и поет. Один человек ни в чем на земле для себя не находит истинного удовольствия, полного наслаждения. Ужели Творец создал нас только одних из всех земнородных на муку, отказал нам одним навсегда в чистом и полном наслаждении? Этого допустить нельзя. Благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144, 9). Непременно придет время, когда и мы найдем совершенный покой, полное удовольствие. Это неудовлетворение души нашей ничем земным прямо указует нам, что мы здесь в чужбине, а не на родине, странники и пришельцы, а не коренные обитатели, созданы не для земли, а для неба.

Дабы слишком не продлить слова, перейдем прямо к более разительному доказательству необходимости и действительности существования нашего за гробом. Это недостаток, отсутствие в настоящей жизни должного воздаяния каждому по делам.

По суду правды Божией добродетель должна получать свойственную себе награду, а порок соответственное себе наказание. Но здесь, на земле, не видно, чтобы добродетель была вполне вознаграждаема, а порок был караем. В этом мире часто праведники страждут, бывают в угнетении, в нужде, в труде, в гонении, в безвестности, грешники же большей частью веселятся, живут в довольстве, в чести, в покое. Где ж и когда воспоследует справедливое и полное воздаяние за добродетели и пороки, чего настойчиво требует совесть, этот неподкупный свидетель правды? Несомненно, за пределами гроба, в будущей жизни (1 Кор. 4, 5, 11-13, 16). Так уповали и этим упованием укрепляли себя на все подвиги и мучения подвижники веры, мученики христианства. Так уповать и нам они завещали.

Что будет воскресение тел наших, умерших и согнивших, это не подлежит никакому сомнению. За несомненность этой истины ручается славное воскресение Начальника веры, Главы Церкви, Христа. Если веруем, - говорит апостол Павел, - что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Сол. 4, 14). Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20).

Итак, братия, всем нам должно крепко хранить веру в загробную жизнь и в будущее воздаяние за наши добрые или злые дела. Эта вера может сделать нас непоколебимыми во всех напастях и искушениях настоящего века, недоступными всем соблазнам мира и обольщениям плоти, ревностными в преуспеянии дела Господня (1 Кор. 15, 18). И тогда вожделеннейший глас Господа Судии: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего, в день суда не минет и нас, обратится и к нам наряду с прочими сынами царствия.