Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=343543
17 июля 2011 года 9:05
17 июля - день памяти святого благоверного великого князя андрея боголюбского
сайт нижегородской епархии. текст дмитрия романова.

о благоверном великом князе андрее боголюбском рассказал кандидат исторических наук, доцент ннгу дмитрий кривцов:

«князь андрей юрьевич (1111–1174), сын юрия долгорукого и внук владимира мономаха, ― одна из самых значительных фигур в истории древней руси. заветная мечта всей его жизни ― объединение руси не вокруг старого киева, а вокруг новой столицы во владимире-на-клязьме. он мечтал о сильном государстве, возглавляемом богоответственной верховной властью.

на страницах летописи князь появляется в 1149 году в битве под луцком. он успешно вел боевые действия против киевского князя изяслава мстиславича, помогая своему отцу завоевать великокняжеский престол.

в 1154 году юрий долгорукий овладел киевским престолом, однако ни мира, ни реальной власти над русью это не принесло. андрею достался в удел вышгород, пригород киева, не имевший политического значения, а также далекий владимир-на-клязьме, по тем временам незначительное, крохотное княжество. андрей сначала жил при отце, в вышгороде, но в 1155 году «без отчей воли» перешел во владимир.

в вышгороде хранилась чтимая икона богоматери, написанная, по преданию, самим евангелистом лукой. икона уже тогда славилась чудотворениями. она несколько раз «сходила со своего места», то есть поднималась с аналоя и оставалась висящей в воздухе, как бы собираясь куда-то в путь. эту икону и взял с собой во владимир князь андрей боголюбский. недалеко от владимира кони, везшие сани с иконой, встали и не могли дальше идти. все поняли, что это ― знамение от святой иконы и здесь должна быть резиденция князя.

ночью, когда князь молился в своем шатре, ему явилась сама царица небесная и подтвердила, что знамение от иконы произошло по ее воле. с этого момента начинается возвышение владимиро-суздальской руси, а святая икона получила название «владимирская».

явление пресвятой богородицы князю послужило основой еще одного иконографического сюжета ― иконы «боголюбской». князь начал украшать северо-восточную русь храмами божиими. владимир, суздаль, переславль-залесский украсились белокаменными соборами.

после смерти юрия долгорукого в 1157 году князь андрей получил под свою власть всю ростово-суздальскую землю ― почти треть всей руси.

он мечтал создать самостоятельную митрополию во владимире, но патриарх константинопольский лука хризоверг не согласился и даже не поставил во епископы желанную для князя кандидатуру ― нареченного владыку феодора.

во внешней политике князю андрею самые большие проблемы создавало мощное враждебное государство ― волжская булгария. в результате напряженной борьбы андрей боголюбский в 1164 году сокрушил врага и обезопасил восточные рубежи руси. памятником этому событию до сих пор является церковь покрова на нерли в боголюбове: победа была дарована в день покрова пресвятой богородицы.

в связи с походом на булгар был основан старейший город нижегородской земли ― городец. в 1174 году князь принял мученическую кончину от рук заговорщиков. в 1702 году были обретены его честные мощи, а о церковном почитании его известно еще с xvii века».