Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 18:40

18 августа 2011 г. исполняется 45 лет со дня кончины митрополита Кубанского и Краснодарского Виктора (Святина). Владыка был начальником последней – двадцатой – православной духовной миссии в Китае.

Владыка Виктор (в миру Леонид) из верхнеуральских казаков, родился 15 августа 1893 г. Окончил гимназию Верхнеуральска и Оренбургскую семинарию, богословское образование продолжил в Казанской духовной академии. Во время первой мировой войны, как и другие казачьи дети, мобилизован и направлен на ускоренные курсы прапорщиков в Тифлис. Здесь же после окончания училища служил по снабжению войск.

Отец его, Виктор, был сначала учителем, затем его рукоположили в сан священника.

В разбродное время гражданской войны будущий владыка вернулся домой в Верхнеуральск. Вскоре в Челябинске его назначили начальником организационного отдела Оренбургской белой армии. В чине штабс-капитана под командованием Бакича он воевал в Тургайских и Семиреченских степях. Тяжело заболел тифом. Его родной дядя генерал-лейтенант Гервасий Жуков вместе с иеромонахом Ионой (впоследствии прославлен во святых Зарубежной Церковью) вывез его в Китай в город Ханькоу, где был оставлен на попечение родственников владыки. Отец Иона отправился в Пекин узнать, продолжает ли действовать в Китае православная духовная миссия, узнав, что действует, сообщил Леониду Святину (будущему владыке). В то время 18-й китайской духовной миссией руководил митрополит Иннокентий (Фигуровский).

По прибытии в Пекин будущий владыка Виктор нашел там себе духовника-наставника архимандрита Симеона (Виноградова), будущего начальника 19-й миссии.

Вскоре Леонид Святин принимает монашеский постриг. Сохранилось его прошение о постриге на имя Высокопреосвященного митрополита Иннокентия:

«Мой покойный отец очень желал видеть меня служащим Церкви Христовой и рад был, когда я, по милости Божией, окончил Оренбургскую духовную семинарию и поступил учиться в Казанскую духовную академию. Я вполне разделял его взгляды, но Господь судил иначе. Мировая война бросила меня в бурные волны житейского моря, а налетевший шквал революции разбил мой отчий кров. После долгих скитаний, тяжелых испытаний, несчастий и утраты всего, что дорого сердцу, я вновь, по воле Всемогущего Бога, оказался близок путям прошлой жизни. Настоящая жизнь светских людей с ее политикой, гнусными интересами и окольными путями меня совершенно не удовлетворяет, не по душе она мне, и я чувствую сильный позыв уйти от зияющей пустоты светской жизни. Силы еще не изжиты, душа еще не угасла, энергия имеется, душевных способностей я не утратил, годы имею молодые, и надеюсь под опытным руководством развить свои душевные силы и принести посильную помощь Церкви Христовой. А потому прошу Вас, Ваше Преосвященство, на пострижение меня в иноческий чин. Надеюсь на Господа Иисуса. Он поможет мне очистить душу от духовных страстей, укрепит и наставит меня. Я верю, что Сын Божий не оставит меня и раскроет в моем грешном сердце источник христианской спасительной любви, а «любовь рождает знание», следовательно мне не так будут страшны часы испытаний и дни уныния. Я буду знать и чувствовать, что стою на единственном пути, который ведет к познанию добра, правды и красоты жизни. Прошу Вашего разрешения при пострижении дать мне имя отца, то есть назвать меня Виктором. Нуждающийся в Ваших святительских молитвах грешный, недостойный, нижайший Ваш послушник Леонид. 1921 г.».

Сразу после пострига он был рукоположен в сан пресвитера, и в 1922 году назначен настоятелем Тяньцзинского храма. Это было трудное время для миссии, которая тогда не могла выполнять в полном объеме свою основную функцию по окормлению албазинцев, православных китайцев, т.к. число беженцев из России, где совершилась революция, доходило до 700 тысяч. В Тяньцзине отец Виктор полностью отдается служению милосердия, он старается всех накормить, приютить, устроить на работу. Квартиру отца Виктора эмигранты называли «Отель Виктор», в котором хватало места всем, кроме самого хозяина (иногда ночевал на улице на лавке).

Албазинцы – русские казаки, плененные в 1685 году при осаде крепости Албазин на Амуре и уведенные в Пекин. С ними ушел священник Максим, считавший, что без его окормления в «бусурманской» стране они погибнут, с собой он унес икону Николая Чудотворца. Албазинцам властями была выделена земля под названием Бейгуань (Северная земля).

После смерти начальника 19-й духовной миссии Симеона (Виноградова) митрополит Антоний (Храповицкий) предложил возвести архимандрита Виктора (Святина) в сан епископа и назначить его начальником 20-й духовной миссии в Китае, что и состоялось в 1929 году.

При владыке Викторе восстанавливается и расширяется миссионерская деятельность. Владыка прекрасно понимал, как и его предшественники, что основным барьером для принятия китайцами православия является различие быта, языка, рационализм конфуцианства. Потому большое значение придавалось хозяйственному управлению. На свечном, сыроваренном заводах и пекарнях наряду с русскими работало много китайцев. Подсобные сельскохозяйственные фермы (а особенной гордостью владыки была молочная ферма) давали неплохие доходы, помогали безработным и нищим Китая, бесплатно кормили учеников школ миссии.

Открывались новые молитвенные дома и храмы в Пекине и в других городах Китая. Достраивались храмы, начатые еще в бытность предшественника владыки Виктора, приобретались новые земельные участки. Несмотря на все тяготы японской оккупации в 1937 году миссия не прекращала благотворительную деятельность. Все свободные помещения были заняты как русскими, так и китайцами. В миссионерских школах бесплатно обучались дети бедняков всех национальностей. Только в пекинских школах бесплатно учились 450 учеников. Такие же школы и больницы имелись в Шанхае, Тяньцзыне, Цендао. Православные китайцы кроме зарплаты получали пособие на лечение, крещение, бракосочетание и похороны.

В 1935 г. торжественно было отмечено 250 лет Русской православной миссии в Китае.

Миссия вынуждена была завершить свою деятельность в 1954 г. вследствие непродуманной политики хрущевской эпохи. До 1956 года владыка Виктор находился в Китае, передавал дела. В июне того же года он был уже в Краснодаре.

Недаром владыка покидал Китай, уезжая в Россию, с тяжелым сердцем. Душа его скорбела об оставшихся православных в Китае. Новые хозяева Бейгуаня ознаменовали 1957 год разрушением православных храмов миссии. По приказу посла СССР П.Ф. Юдина снесли величайшую святыню православного Китая храм Святых мучеников, возведенный на крови 222 православных китайцев, пострадавших за веру в 1900 г. Два дня пылал костер, на нем жгли библиотеку и архив миссии. Все это пришлось пережить владыке, священнослужителям – бывшим сотрудникам миссии.

Елизавета Дяченко.














Пресс-служба Екатеринодарской и Кубанской епархии