Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Ныне прославляемые святые семичисленные мученики были дети знаменитых граждан города Ефеса, воины юноши, жившие во время гонения на христиан от императора Декия. Это было ужасное гонение. Многие христиане скрывались за городом, в пещерах. Между ними были и воспоминаемые сегодня Церковью семь отроков, которые, скрываясь от гонения, ушли из города и поселились в пещере горы Охлон для приготовления себя к подвигам за веру постом и молитвою. Декий, узнав об этом, велел завалить камнями вход в пещеру, причем двое из придворных, тайно исповедовавших веру Христову, Феодор и Руфин, среди камней положили оловянные дощечки, написав на них имена погребенных заживо в пещере семи отроков. Между тем, по неиспо-ведимым определениям Своим, Бог, послав им сон смертный, сохранил их нетленными и неизменными для чудного пробуждения их во славу Его и в свидетельство истины слова Его, через два столетия после того.

Чудное пробуждение отроков, уснувших во время гонения Декиева (около 250 года), совершилось в царствование Феодосия младшего (408-450 г.), когда восстали еретики, отвергавшие воскресение мертвых, несмотря на возвещенное в Евангелии, что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут». В это время нового смущения в Церкви и проявилось наглядное свидетельство истины возвещенного Христом воскресения мертвых.

Владелец селения на горе Охлон, где была заваленная пещера, в которой упокоились семь отроков двести лет тому назад, вздумал сделать ограду для своих овец; рабы его, строя ограду, брали те камни, которыми загромождена была когда-то пещера, о существовании которой они не подозревали. Выкапывая камни из горы, они случайно сделали отверстие во внутренность пещеры. В это время отроки ожили, не зная того, что они пробудились не от простого, но от смертного сна...

Когда один из них на рассвете дня пошел купить пищу в городе, то старинная монета, поданная им купцу, послужила поводом к обнаружению необычайного происшествия. Разговор с отроком, думавшим, что еще продолжается гонение от Декия, окончательно обратил на него общее внимание, и когда слух о нем дошел до епископа, то, расспросив отрока, он уразумел во всем этом тайну Божию и, услышав от него о других отроках, оставшихся в пещере, пожелал видеть их и отправился туда с наместником, в сопровождении множества народа. При входе в пещеру епископ, рассматривая внимательно ее обстановку, нашел среди камней медный запечатанный ящик и, раскрыв его в присутствии всех, увидел там две оловянные дощечки, положенные Феодором и Руфином, которые разъяснили всем загадочные слова воскресшего отрока. Все были поражены и прославляли Бога, дивного в чудесах Своих.

Император Феодосий был немедленно уведомлен об этом событии.

Царь прибыл сам в Ефес со множеством сопровождавших его верующих и, «поклонился святым отрокам, которые, после довольной беседы с ним, уснули вечным сном в присутствии царя, до всеобщего воскресения». Феодосий велел сделать семь серебряных ковчегов и положить в них тела отроков, но они явились ему в ту же ночь в сонном видении и просили его оставить их почивать в пещере, как они почивали прежде.

Поразительность этого события и потом собор в Ефесе, в 431-м году, были причиной того, что известие о нем быстро распространилось по всему христианскому миру.

Пещера отроков доныне показывается близ Ефеса, в недрах горы Приона. Судьба мощей их неизвестна с XII века, в начале которого игумен русского монастыря Даниил видел их еще в пещере.

Святые семь отроков Ефесских, воскресшие из мертвых после чудного сна, продолжавшегося около 200 лет, убеждают нас, братия, в той истине, что за смертию последует воскресение мертвых, что смертью не кончается жизнь человека, а только начинается бесконечная.

Эта великая и отрадная истина прямо и ясно возвещается в слове Божием. Да не скорбите, братие, якоже и прочии не имущие упования, – писал когда-то святой апостол Павел Солунским христианам отно-сительно умерших. – Сие бо глаголем вам словом Господним, яко Сам Господь в повелении, во гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвые о Христе воскреснут первее. (1 Сол. 4, 13, 16, 18). Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 5, 25), говорит и Сам Спаситель наш в Своем святом Евангелии.

Вообще, в видимой нами природе есть много-много образов, или подобий, воскресения мертвых. Обновление природы с открытием весны, оживление растений, пробуждение от спячки замерших на зиму животных, преобразование некоторых животных после замирания в другие виды, например, гусеницы в бабочку и пр., разве все это не указывает на возможность воскресения мертвых, при конце этого видимого мира, при воздействии на них могущественной силы Божией?

Что все мертвые воскреснут, для этого мы имеем ручательство и в том, что Иисус Христос воскрес. Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть, т.е, положил начало нашему воскресению, говорит святой апостол Павел (1 Кор. 5, 20). После того не безумно ли сомневаться в истине воскресения мертвых? Воскрес Христос, первенец из умерших: воскреснем и мы.

Затем, ручательством тому служат неоднократно совершавшиеся воскресения силой Христовой: так Иисус Христос, во время Своей земной жизни, воскресил дочь князя Иаира, – сына вдовы наинской, – четырехдневного мертвеца Лазаря; во время крестной смерти Иисуса Христа, по свидетельству евангелиста Матфвея, гробы отверзошася и многи телеса усопших святых восташа и изшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святый град и явишася мнозем. (Мф. 27, 52, 53). И святые апостолы, облеченные силой Христовой, воскрешали мертвых; так, апостол Петр воскресил в Иоппии (Яффе нынешней) девицу Тавифу.

Сотни, тысячи, а может быть и много более того лет будем и мы лежать в наших могилах, как и наши присные почившие; но настанет час, когда все сущии во гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут из гробов. Потому на наши кладбища мы должны смотреть, как на засеянные нивы Божии; опуская наших покойников в могилы, мы должны думать о них, как о зернах пшеничных, бросаемых нами в землю, в надежде, что Господь даст в свое время каждому семени свое тело. Но каковы будут наши воскресшие тела? Это будет зависеть от того, каковы будут погребенные. От добрых зерен восходят роскошные, многоплодные стебли, а от тощих зерен стебли слабые, бесплодные. Подобное будет и с нами, братия, в воскресение мертвых. Аминь.