Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

В житиях русских святых не найдешь и двух одинаковых, потому как разными были духовный путь и жизнь подвижников. Но одно объединяет их всех - Родина, Россия. Так и преподобный Силуан Афонский, как поется в акафисте, был “Земли Российской благодатное рождение и ветвь масличная от корени земли России”.

Семен Иванович Антонов - будущий старец Силуан - родился в 1866 г. в Тамбовской губернии, в семье крестьянина. О родителях своих он всегда вспоминал с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: “Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный...”. Кроме того, отец принимал в доме много странников, и вот однажды, сам не ведая, пригласил человека, который своими дерзкими словами посеял в сердце молодого Семена сомнения в вере. На собственном опыте будущий великий старец пережил болезнь, охватившую многих на исходе столетия.

Исцеление от нее было чудесным: в 19 лет юноше, после рассказа паломницы о молитве на могиле подвижника Иоанна Сезеновского, предстает удивительное и простое доказательство бытия Божия: “Если есть святой человек, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле искать Его”. В ответ на эту светлую решимость Господь наделил его великим даром сердечной молитвы, и тогда же у него появилось внутреннее влечение к монашеству.

Но Богу было угодно попустить Семену еще одно искушение: изведать те общие человеческие грехи, которые в наше время считаются чуть ли не нормой: блуд, пьянство, кровавые драки. И, хотя это был краткий момент в его молодой жизни, но он заставил почувствовать весь ужас греха, в первую очередь, блудного. Тогда в тонком сне юноша увидел, как к нему в рот заползла змея. Семен почувствовал сильное омерзение и проснулся, и в это время услышал слова: “Ты проглотил змею во сне, и тебе противно, так мне нехорошо смотреть, что ты делаешь”. По глубокому убеждению старца - это был голос Богородицы. Чувство глубокого стыда и покаяния охватило душу юноши, и он решает уйти в монастырь.

В 1892 г. Семен приезжает на Афон и становится послушником русского Пантелеимонова монастыря. Смиренно подчиняясь тысячелетней традиции, проходит различные трудовые послушания, участвует в долгих молитвенных бдениях в храме, часто исповедуется и причащается.

В самом начале молитвенного подвига он пережил такое сильное искушение: однажды ночью его келья наполнилась странным светом, пронизавшим даже его тело, так что он увидел свои внутренности. Помысл нашептывал: ”Прими - это благодать”, но подвижник устоял, и тогда силы ада с особой злобой обрушились на него. Преподобный пришел в мучительное состояние Богооставленности, тоски и томления, но Господь не оставил подвижника и явился ему в храме.

Это и предопределило последующую жизнь старца. Позднее, вспоминая это явление Господа, преподобный Силуан писал о чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить...”, “и если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые бы презрели свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире, погибельное состояние которого открывалось ему в его молитве за род человеческий; эту молитву он возносил ко Господу каждую ночь десятки лет. Один Господь знает, сколько людей, а, может быть, и народов, было спасено этой молитвой старца. Миру был дан новый пример и новое свидетельство о безмерной любви Божией, чтобы воспряли отчаявшиеся. Старец писал: “Многие... от стыда не идут на покаяние. Но они забывают, что все грехи их перед Богом, что капля моря. О, братья мои, вся земля, покайтесь, покамест есть время. Бог милостиво ищет нашего покаяния”.

Эти письменные послания старца стали известны лишь после его кончины, но особую благодать, исходящую от преподобного, чувствовали все, от простых людей до иерархов. Имевшие с ним общение сразу убеждались в прозорливости старца. Весь он был полон сокровенного смирения и тишины, но, когда незадолго до смерти его спросили: “Старец, Вы хотите умереть?”, - он отвечал: “Я еще не смирился”.

После отшествия старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о небесном предстательстве преподобного за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги схиархимандрита Софрония “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации преподобного Силуана. Она состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате.

 


Есть люди, которые говорят, что Бога нет. Так говорят они потому, что в сердце их живет гордый дух, который и внушает им ложь на Истину и на Церковь Божию. Они думают, что они умные, а на самом деле не понимают даже того, что мысли эти не их, а исходят от врага; но если кто примет их сердцем и полюбит, то так и сроднится со злым духом. И не дай Бог никому умереть в таком состоянии.

 

А у святых в сердце живет благодать Святого Духа, которая роднит их с Богом, и они ясно чувствуют, что они – духовные дети Отца Небесного, и потому говорят: “Отче наш”.

Душа при этих словах радуется и веселится. Духом Святым она знает, что Господь - наш Отец. Мы, хотя и созданы из земли, но Дух Святой живет в нас и делает нас похожими на Господа Иисуса Христа, как дети бывают похожи на своего отца ...

Преподобный Силуан Афонский

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.