Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

черная сеть над горсадом

 

в конце xix начале xx веков на месте городского сада существовало кладбище, посреди которого была выстроена александровская церковь. вечный покой здесь обретали наши предки, а люди приходили помолиться, побыть в тишине, умиротворении, найти утешение в скорбях. 

сейчас горсад разделен на два абсолютно чуждых друг другу мира.  первый – это территория храма, где разбит великолепный розарий, в котором все цветет, благоухает. где непрерывно звучит молитва, почитается память предков и наполняется благодатью душа. но стоит выйти за церковный забор, как взору предстает какой-то адовый кошмар - пивные ларьки, грязь, смрад, громкая пошлая музыка, одинокий биотуалет, заваленный неделями не убираемым мусором и пьяные подростки,  справляющие нужду прямо перед храмом.  

все это безобразие – ради прибыли, а то, что на костях собственных прадедов никого не волнует. недавно значительную часть горсада огородили страшной черной сетью. по слухам собираются строить торгово-развлекательный центр или пейнтбол клуб - очередное развлечение для молодых бездельников, которые учатся убивать друг друга.

превращение тихого обетования усопших в центр народных гуляний происходило постепенно. после революции, в 1924 году курганский городской совет постановил  «организовать центральный сад-парк вблизи братских могил, объединив садики бывшего гоголевского училища, мосха и троицкого кладбища. храм александра невского «обезглавили», лишив куполов, крестов, колокольни и организовали в нем сначала общественную столовую, затем музей родного края. причем музейными экспонатами являлись в основном чучела животных и птиц? заслонившие фрески на стенах, чтобы ничто более не напоминало о вечном.

к уничтожению курганского кладбища в центре города были привлечены местные школьники, которые с веселым энтузиазмом крушили памятники и ради забавы подкладывали кости умерших на стол учителям.

при этом значительная часть останков наших предков вообще оказалась на свалке.

в городском саду стали проходить школьные праздники, спартакиады, массовые гуляния, посвященные выборам в верховный совет рсфср, играли духовые оркестры, работали две радиоточки и буфет.

в 1929 году курганцы стали жаловаться на бардак в горсаду: у пивных лавок шло свободное распитие крепких спиртных напитков, козы обгладывали деревья в саду и срывали афиши. пришлось тогда часть горсада закрыть. до войны сад пребывал в запустении, а после началась его реконструкция. период конца 50-х, начал 60-х годов можно считать золотым веком городского сада. его часть получила название фестивальный сквер. повсюду были заросли акации, цветущая сирень, тихая музыка, платный вход в вечернее время…

в 1988 году городские власти наконец-то вспомнили, что городской сад занял территорию бывшего кладбища, и, по рекомендации известного краеведа бориса карсонова установили символические надгробные плиты умершим в кургане декабристам.

но радость о возрождении оказалась недолгой и до прочих мемориальных плит дело не дошло.

в 2004 году городской сад был передан в аренду предпринимателю, который в свою очередь это право аренды перепродал. для извлечения прибыли новые хозяев выбрали нехитрые способы – развлекать и спаивать. что сберег социализм в богоборческие времена  не пощадил капитализм в христианском государстве.

«после начала так называемой «реконструкции» нам люди стали приносить в пакетах черепа и кости, - говорит священник собора святого александра невского михаил ширяев. – их находили во время переобустройства городского сада, установки аттракционов. эти останки наших предков мы повторно захоронили за церковной оградой, установив на могиле деревянный крест. на месте же потревоженных костей теперь крутятся карусели и веселятся посетители кафе.  

когда в очередной раз начинают копать траншеи  кости просто валяются на земле или увозятся вместе с грунтом на свалку. это поведение дикарей. мы пытаемся асфальтом укатать свою память, чтобы ничего не пробилось оттуда. и ещё думаем на такой основе построить мнимое  будущее. конечно, это иллюзия, которая быстро разрушится».

какие только планы «светлого» будущего горсада не строили! суть их сводится к одному – развлекаловка, причем самая примитивная. вот и сейчас гнетущая черная сеть, накинутая на часть парка, не сулит ничего хорошего. пальба за деньги на могилах – верх кощунства, а с появлением торгово-развлекательного центра городской сад просто перестанет существовать, превратится в вокзал-базар. уже сейчас, вырублен яблоневый двор, расширена дорога, ведущая к центральному входу парка, там образовалась парковка для машин. стало не безопасно добираться до  гимназии №57 её учащимся. крыльцо школы теперь выходит прямо на проезжую часть.  

«педагоги вместе с родительской общественностью выступали  категорически против строительства широкополосной дороги, - рассказывает исполняющая обязанности директора гимназии №57 ирина иванова. – мы писали соответствующие письма в администрацию, пытались узнать, что планируется возводить на территории горсада, никто нам никаких комментариев не дает.   в итоге,  мы так и не смогли изменить ситуацию со строительством. стали требовать  принять меры по обеспечению безопасности детей, чтобы нашу школу хотя бы огородили забором со стороны дороги. обещали сделать».

неоднократно обращалась в администрацию со своими предложениями курганская и шадринская  епархия. а представители других епархий, приезжавшие в курган были просто поражены таким отношением горожан к своему прошлому, к своим предкам и к тому, что главный храм епархии находится в окружении пивных ларьков.   

«ещё при владыке михаиле пачки писем были направлены и губернатору, и мэру, - говорит отец михаил ширяев. - при реконструкции горсада мы предлагали превратить его в парк исторической памяти  города кургана, где могли бы быть выставлены павильоны,  рассказывающие об истории города, о людях, живших в прошлых поколениям,  об историческом кладбище.

ведь захоронение должно существовать всегда. вот, к примеру, елисейские поля в париже, марсово поле и пискаревское кладбище в санкт-петербурге. это все захоронения, и они сохраняются, как мемориальные комплексы, где разбиты аллеи, установлены скамейки, на которых человек может спокойно посидеть, подумать о вечном, о жизни, о смысле, не рискуя, как у нас нарваться на пьяных хулиганов.

мы все кинулись развлекаться, нам не развлекаться впору, а сосредотачиваться, мы и так уже максимально развлечены в разные стороны. нас влекут, волочат, гонят, как баранов на заклание лозунгами: «беги за клинским, бери от жизни все». в конце концом, если уж так хочется веселиться, у нас достаточно парков – молодежный, цпкио. не на кладбище же устраивать свистопляску, да ещё и под окнами кафедрального собора. в городском саду  можно было бы проводить занятия с детьми, водить студентов на экскурсии. сделать его ухоженным, красивым.

к сожалению, наш голос остался гласом вопиющего в пустыне…» 

«после вечерней службы идти  через парк страшно и грустно, - делится впечатлениями прихожанка  храма святого александра невского анастасия. – недавно встретила двух пьяных девиц, изъясняющихся матом и сосущих сигареты. жаль их стало. поинтересовалась, почему они так живут? «а у нас в городе нет места, где мы могли бы заняться полезным делом, - ответили девушки. – вот и пьем от скуки».

похоже, что и к нынешнему поколению курганцев, равнодушно взирающему на творимое в городском саду в непосредственной близости с кафедральным собором кощунство обращены 13 и 52 псалмы царя давида: «сказал безумец в сердце своем: нет бога. они развратились, совершили гнусные дела. нет делающего добро. господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий бога. все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие господа».

вскоре на части площади, которая примыкает к храму святого александра невского и исторически принадлежит церкви (там стояли дома священнослужителей) расположится очередной гастролирующий цирк-шапито. нередко циркачи привязывают к ограде храма своих животных. а представления дают во время божественной литургии, перебивая молитвы криками «вауля».     

в советские времена на месте домов священнослужителей  был построен кинотеатр родина, который в перестроечные годы оказался заброшен, потом сгорел. на его руинах был устроен негласный общественный туалет. в конце концов, остатки этой родины снесли.  подобное происходит и с россией. сначала её сожгли, потом загадили и в итоге разрушили до основания, камня на камне  не оставив от исторической родины, наплевав на своих предков. курганский горсад малое тому свидетельство.

мария крылова.
фото ксении майтама.