Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Источник информации: Нижегородская епархия
Адрес новости: http://www.nne.ru/news.php?id=344295
21 ноября 2011 года 8:40
21 ноября - собор архистратига михаила и прочих небесных сил бесплотных
сайт нижегородской епархии. текст марины дружковой.

21 ноября русская православная церковь отмечает собор архистратига михаила и прочих небесных сил бесплотных. об этом празднике рассказал преподаватель догматического богословия нижегородской духовной семинарии иерей олег стручков:

«в этот день церковь отмечает память архангела михаила и прочих небесных сил бесплотных. в священном писании как ветхого, так и нового завета совершенно очевидно говорится, что рядом с нами существует мир духовный.

каждый ангел был создан по природе добрым, но в результате отпадения от бога еще до человеческой истории самого близкого к нему ангела по имени денница малая часть ангелов осталась на его стороне, и они образовали царство падших ангелов. денница более известен под именем сатаны (что означает противящийся), или дьявола (то есть клеветника).

священное писание также сообщает, что между ангелами произошла битва, в которой верную богу часть ангелов возглавил архангел михаил. после этой битвы ангелы разделились на две неравные части: злых, то есть падших, и добрых.

имя михаил означает «никто как бог», или «кто как бог». в нем выражена суть его служения - это исповедание бога, которое архистратиг михаил нес и до создания мира, и после.

когда началась история человеческого рода, господь стал посылать людям ангелов.

в переводе с греческого слово «ангел» означает «посланник, вестник», что в полной мере отражает род служения ангелов в отношении к людям. в отношении же мира духов, их взаимоотношений с богом у людей до сих пор - тысячи вопросов, на которые ответов нет.

автора учения о небесной иерархии, которым раньше считался святой дионисий ареопагит, сегодня чаще всего называют псевдо-дионисием, так как святой дионисий жил в афинах в i веке и был учеником апостола павла. а церковно-историческая наука доказала, что автор труда об ангелах жил в v веке.

согласно его учению чины ангельские разделяются на три иерархии по степени приближенности к богу - высшую, среднюю и низшую. каждую иерархию составляют три чина. в высшую иерархию входят серафимы, херувимы и престолы. среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: господства, силы и власти. в низшую иерархию входят три чина: начала, архангелы и ангелы. это разделение ангельских чинов на три триады символично, так как здесь прослеживается прямая аналогия с православным учением о святой троице.

сразу стоит оговориться, что не все отцы церкви приняли это учение о небесной иерархии, считая, что ангельская иерархия не ограничивается девятью чинами. и все время подчеркивали, что об ангелах мы имеем лишь косвенные указания.

над всеми девятью чинами поставлен господом святой архистратиг михаил, ибо именно он низринул с неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. а к остальным ангельским силам он воскликнул: «вонмем! станем добре пред создателем нашим и не помыслим неугодного богу!»

праздник собора архангела михаила и прочих сил бесплотных призывает нас еще раз вспомнить о том, что рядом с нами существует мир духов, который оказывает на нас самое непосредственное влияние. ф. м. достоевский в своем знаменитом романе «братья карамазовы» говорит о том, что «в мире бог с дьяволом борется, а поле битвы - сердца людей». действительно, именно в сердце человека происходит борьба между добром и злом».

get the flash player to see this player.