Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

церковная святыня в куртамышском храме. судьба абалакской иконы божией матери полна загадок

история этого образа берет начало в 1636 году, а название происходит от с. абалак, расположенного в 30?км от г. тобольска.

согласно преданию, некая вдова мария во сне увидела две иконы: «знамение» богоматери и образ св. марии египетской. от богородичной иконы вдова получила повеление построить церковь у абалацкого погоста. в 1637 году по благословению тобольского архиепископа нектария был возведен знаменский храм с двумя приделами в честь марии египетской и николая чудотворца, положивший начало абалацкому знаменскому мужскому монастырю. со слов вдовы марии, местный протодиакон матфей мартынов в 1637 году написал икону божией матери, названную абалацкой.


на изводе представлено поясное изображение пресвятой богородицы с воздетыми в молитве руками и благословляющем младенцем христом в мандорле (медальоне) у нее на груди. такая композиция соответствует новгородской иконографии богоматери «знамение», но отличительными признаками абалакского образа стали предстоящие по сторонам от пречистой девы св. мария египетская и свт. николай. по пожертвованиям верующих оригинал иконы украсили драгоценным окладом. в конце 17-го века иконописец матфей написал списки (копии) абалацкой иконы: в тот же монастырь – так называемую наместницу и уменьшенный список – в г. семипалатинск. празднование абалакской иконе божией матери установлено 27 ноября/10 дек. и 20 июля/2 августа.

в дореволюционное время абалакская икона являлась самой почитаемой святыней на урале и в сибири, а ее многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях в омске, красноярске, челябинске, томске, иркутске, тюмени, ишиме и, конечно, в зауралье. будучи в заточении в тобольске, семья царственного страстотерпца императора николая ii молилась у иконы. примечательна запись в дневнике царя на праздник рождества христова: «после литургии был отслужен молебен пред абалакской иконой божьей матери, привезенной накануне из монастыря»... позже для государя был сделан список с иконы, сопровождавший его до последних часов жизни в екатеринбурге. так царская семья встретила роковой для нее 1918 год. в 1919 году, опасаясь за чудотворную икону абалакской божией матери, епископ мефодий с адмиралом а. в. колчаком увозят на теплоходе икону из абалакского монастыря тобольска в омск, а далее через дальний восток в шанхай.

многие древние списки были утрачены в годы гражданской войны. в настоящее время в знаменской церкви абалакского монастыря вместо подлинной иконы находится не особенно древний список абалакской иконы божией матери, написанный в начале xx века монахиней иоанно-введенского монастыря августой. он причислен в ряд чудотворных икон и окружен заслуженным почитанием: возят для поклонения и устраивают крестные ходы по всему нефтяному северу. кроме того, в знаменский абалацкий монастырь под тобольском приезжают сейчас паломники со всей россии. этот список хх века абалакской иконы, по версии журналистов, сейчас входит в «семь чудес уральского федерального округа».

до недавнего времени местонахождение вывезенного оригинала абалакской иконы было неизвестно. имелось множество преданий о существовании ее за рубежом. лишь спустя почти 80 лет стало известно точное местонахождение иконы — австралия, пригород г. сиднея — кабраммат, храм покрова божией матери рпц мп. сюда она была привезена потомками белогвардейского генерала михаила константиновича дитерихса (1874?1937). мой знакомый, михаил осипенко, происходящий из семьи знаменитых иконописцев, будучи в 2003 г. в австралии с порт-артурской иконой, лично видел абалацкий оригинал. об этом он написал мне и даже пообещал передать видеозапись беседы об иконе с местным священником.

в нашей курганской епархии абалацкая икона представлена также очень широко. подробно описывает чтимый курганцами список абалацкой иконы, написанной по заказу горожан в 1860 году в тобольске, священник а. сулоцкий в своем труде «о церковных древностях сибири», изданном в1882 году.

сейчас в здании курганского епархиального управления, в пресс-центре, на стене имеется прекрасно сохранившийся абалацкий образ под ризой. не эту ли икону имел в виду о. александр (сулоцкий)? необходимо полное исследование специалистами. кроме того, по благочиниям епархии также имеются нередкие абалацкие списки. причем наравне с высокохудожественными списками встречается неканоническое исполнение образов, вероятно, местными неграмотными крестьянами-иконописцами, «богомазами» — так их звали тогда.

но ярчайшей «жемчужиной» среди не только курганских, но и всех российских образов является чудотворная икона абалацкой божией матери, находящаяся уже около 200 лет в петропавловском храме г. куртамыша, освященном в 1808 году.

церковь во имя петра и павла со своим богатым убранством пережила гражданскую войну, но в 1937 году была закрыта и опечатана в связи с арестом и расстрелом священника вениамина (комарова). так и стояла церковь опечатанной, но не разграбленной, хотя колокола все же сняли. да и как могло быть иначе: сохранился храм «на крови» мученика. но 2 апреля 1942 года, на пасху, первым в нынешней курганской области храм был открыт вновь, и богослужение с тех пор непрерывно продолжается по настоящее время. мне известен в курганской епархии только этот случай, с сохранившимся непосредственно в церкви убранством: иконо-стасом, фресками, паникадилом и, главное, иконами в старинных окладах. в 1907 году в куртамыше, на заимке, была еще выстроена каменная абалакская церковь в честь образа, к сожалению, разрушенная властями в 1930-х годах вместе с воскресенским собором и мусульманской мечетью.

петропавловская церковь и абалакская икона неразрывно связаны с историей нашей семьи. по метрическим книгам известно, что все павловы и абалаковы с 19-го века венчались, крестились и причащались именно здесь. бабушка анна дмитриевна павлова, происходившая из старинного рода шадринских мещан абалаковых, с 1902 по 1917 год служила учителем в церковно-приходской школе при этом храме. на фотографии выпуска школы 1912 года видны учителя с клиром церкви: диаконом глебом коптяковым, благочинным о. федором (карповым) и протоиереем о. виталием (милициным), ныне причисленным к новомученикам и исповедникам хх века. бабушка молилась в лихую годину войны перед абалакской божией матерью за здравие единственного сына бориса, моего отца. он был призван в 1941г. в артиллерию, на трех фронтах прошел всю войну, закончил в германии и благополучно вернулся в куртамыш в 1945 г.

по преданию, абалакская икона была принесена в куртамыш некой вдовой в благодарность за дарованные ей исцеления во вновь построенную каменную церковь петра и павла в xix веке. на иконе до сих пор сохранился высокохудожественный серебряный оклад с клеймами московской мастерской, датированными 1859?60 годами. по летописи, эту ризу пожертвовал местный диакон иван авраамов по исцелению сына взамен уже давно имевшегося медного оклада. ризы не жертвуют вновь написанной иконе, должно пройти какое-то время, доказывающее избранность и чудотворность образа. поэтому можно датировать икону как минимум началом xix века. но почему мы решили, что икона написана специально для пожертвования вдовой? вполне могла наша вдова принести давно уже написанную и намоленную икону. ответ на этот вопрос может дать только полное исследование иконы специалистами-искусствоведами.

этот образ всегда почитался местными жителями. согласно надписи на иконе, с 1869 года ежегодно в куртамыше устраивался крестный ход, установленный по обету, данному по случаю прекращения пожаров после выноса иконы в 1864, 1868 и 1869 годах. сейчас традиция крестных ходов продолжена, а образ отнесен в ряд чудотворных епархиальных икон. виктория гусакова, кандидат искусствоведения из санкт-петербурга, написала статью об абалацкой иконе, где есть информация о куртамышском списке. статья выйдет в 9-м томе энциклопедии «святая русь», полностью посвященном иконописи.

возвращение в россию чудотворного образа абалакской божией матери после падения коммунистического режима, ликвидации последствий безбожной власти может стать не только важнейшим событием в жизни русской православной церкви. это событие могло бы означать подлинное воссоединение разделенного рус-ского народа — русского мира. оригинал образа, находящийся в австралии, конечно, по полному согласию с прихожанами и наследниками, хорошо бы торжественно вернуть на родину. имеется информация о начавшихся переговорах. как знаем, в храмах русской православной церкви в россии также сохранились иконы абалацкой божией матери, что дает нам надежду на покровительство пресвятой богородицы. нам же, курганцам, необходимо продолжить поиски утерянных образов и изучение специалистами имеющихся. особенно это касается правильной датировки абалацких икон: древней из третьяковской галереи в москве, чудотворной из петропавловской церкви г. куртамыша и списка в пресс-центре курганской и шадринской епархии.


николай павлов,
ведущий инженер-конструктор зауральского кузнечно-литейного завода.