Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Сегодня, 11:04

30 августа скончался известный российский лингвист, семитолог, политический и общественный деятель, преподаватель древнееврейского языка в Санкт-Петербургской духовной академии (с 1980 по 2001 гг.) Михаил Юханович Садо.

Садо Михаил Юханович родился 9 июня 1934 г. в г. Ленинграде в семье рабочих Садо Юхана Чаловича и Садо Марии Савельевны. Родители — ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции (вилайет Хаккяри) в 1916 году. В семье было четверо детей – трое мальчиков и девочка.

На волне массовых репрессий против ассирийцев, дед Михаила Юхановича – священник Хамис Давидов – был расстрелян в 1938 году, а отец дважды отбывал тюремное заключение в 1938 и 1948 годах, в общей сложности 17 лет.

В годы Великой Отечественной войны семья, в апреле 1942 г., была вынуждена эвакуироваться из блокадного Ленинграда в село Урмия Краснодарского края. В 1944 г. здесь Михаил Юханович пошел в школу и закончил два класса.

В 1946 г. вместе с семьей вернулся в Ленинград. В 1954 г. окончил 211 мужскую среднюю школу Куйбышевского района. С 1954 по 1957 гг. – служил в армии в десантных войсках. Был чемпионом Лениграда по классической борьбе (1952 г.).

В 1957 г. поступил на отделение семитологии Восточного факультета Ленинградского университета. Специализировался по арамейскому языку, еврейскому и современному ассирийскому. Параллельно прошел подготовку и по арабскому языку. Из европейских изучал немецкий. Тема дипломной работы: 'Современные ассирийские диалекты СССР' .

В 1962 году вступил в брак. Супруга — Зинаида Ивановна, 1937 г.р. В 1961 году вернулась из Ирана, куда была изгнана вместе с родителями во время сталинских репрессий.

Дети: Георгий 1963 г.р. и Саргон 1965 г.р. (игумен Стефан, заведующий библиотекой Санкт-Петербургской православной духовной академии).

Являлся одним из создателей антисоветской организации 'Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа'.

В декабре 1967 года был осуждён и приговорён к 13 годам ИТК строгого режима (из них первые три — тюремного содержания). Сидел во Владимирской тюрьме, а также в политических зонах в Мордовии и Пермской области.

В ноябре 1977 г. из колонии был направлен на стройки народного хозяйства. 15 февраля 1980 г. был освобожден.

В том же году ректором ЛДА архиепископом Кириллом принят на работу в академию. С 1980 по 2001 г. преподавал в Санкт-Петербургской православной Духовной Академии древнееврейский язык, а также в разное время Библейскую археологию и был помощником заведующего библиотекой СПбДА. Был членом Российского Палестинского общества.

За безупречную деятельность в качестве преподавателя СПбДА был награжден в 1996 г. Патриаршей грамотой, «в связи с 275-летием основания и 50-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ».

Был инициатором ассирийского национально-культурного движения СССР в 1980-х; основателем частной ассирийской школы просвещения в Ленинграде с 1979 по 1985 гг.
Являлся председателем Ассоциации 'Атур' с 1995 г., членом координационного совета Ассирийского Международного Конгресса СССР с 1991 по 1995 гг.

В 2000 г. на основании собранных им данных в Санкт-Петербурге на Левашовском кладбище на деньги ассирийской общины по проекту скульптора Ю.Г. Джибраева был установлен памятник ассирийцам-жертвам сталинских репрессий («Ассирийский мартиролог»).

Значительная часть духовенства Екатеринодарской и Кубанской епархии, выпускники Санкт-Петербургской семинарии и академии, навсегда сохранят благодарную молитвенную память о Михаиле Ивановиче, как своем учителе и наставнике. Ассирийская диаспора, центром которой и по сей день является село Урмия, скорбит о том, что ушел из жизни основатель и лидер современного ассирийского национально-культурного движения.

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР и духовенство епархии, а также ассирийская община Кубани выражают искренние соболезнования игумену Стефану (Садо), всем родным и близким почившего. Память об этом выдающемся ученом, известном педагоге и отзывчивом человеке, для которого служение Православию и родному народу было смыслом всей его жизни, будет всегда жить в умах и сердцах людей, знавших его.
<