Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

Начинается новый учебный год в церковно-приходских школах, действующих при храмах и монастырях Среднего Урала. В сентябре сюда приходят тысячи новых учеников, а перед началом очередного сезона занятий православные педагоги строят планы на будущее и щедро делятся с коллегами уже наработанным опытом.

Руководитель Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии Галина Семеновна Ващенко поделилась своими мыслями с участниками  VI съезда православных законоучителей, состоявшегося в августе Екатеринбурге.

«Воспитательные задачи православного педагога можно сформулировать таким образом: опора на духовные основания; неопустительность педагогического внимания; применение педагогических действий, соответствующих возрасту воспитанника.

Вера закладывается в семье, а укрепляется в церковной школе.

Нам видно, как в православных храмах становится все больше детей. В воскресный день в каждой церкви причащаются десятки младенцев. Уже в дошкольном возрасте многие из них становятся учащимися церковно-приходских школ. Так, в Екатеринбургской епархии в подготовительных классах воскресных школ обучается 850 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Множество школьников, несмотря на появившиеся интересы в самых разных областях жизни, также каждое воскресенье посвящают Богу – участвуют в Литургии, а многие к тому же посещают уроки Закона Божия. Всего в 2010 году 4740 детей приходили в церковно-приходские школы Епархии.

Помощи в воспитании ждут от церковной школы родители. Церковная школа - это не только педагоги и дети: это настоятель и другие священники, завуч, педагоги, воспитатели, дети, родители. Здесь встречаются дети верующие, церковные и нецерковные. В школе начинаются процессы воцерковления человека. Оно представляет собой не конец работы по воспитанию, а начало духовного созидания, которое осуществляется всю оставшуюся жизнь.

Можно ли воцерковить без школы? Можно. Но школа помогает прочности  воцерковления. Если семейное воспитание закладывает основы веры, то школа делает ее сознательной и крепкой. В школе созидается обстановка напряженной внутренней работы, постоянного усилия над собой для научения в вере,  попыток борьбы со своими недостатками.

Школа как часть прихода, как внутрицерковная организация, нуждается в заботе и укреплении, и, прежде всего, в подготовке тех, кто поведет детей ко Христу. Воспитание детей начинается с духовного окормления состоявшихся педагогов и воспитания новых законоучителей.

Нравственность – это следствие духовности, это совокупность добродетелей. Начало воспитания – привитие духовности, совершенствование в Боге. Чтобы воспитывать детей в нравственности и привить им духовные основания, нужно и педагогам дать духовные основания».