Сайты митрополий, епархий, монастырей и храмов

На состоявшемся в августе 2010 года очередном съезде православных законоучителей Екатеринбургской епархии в числе других вопросов обсуждалась организация катехизической деятельности в приходах Среднего Урала.

Доклад по этому вопросу сделали протоиерей Николай Малета, помощник благочинного Центрального церковного округа, настоятель екатеринбургского храма в честь Вознесения Господня и священник Александр Сандырев, руководитель Миссионерского и Молодежного отделов Екатеринбургской епархии.

В июне 2010 года из Синодального отдела религиозного образования и катехизации в Екатеринбургскую епархию поступил документ «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви. Рекомендации и инструкции». Ныне его положения внедряются в жизнь Епархии, для чего необходимо выполнить ряд задач, на двух уровнях – общеепархиальном и приходском.

Общеепархиальный уровень предлагает консолидацию усилий отдельных приходов в единое образовательное пространство. Для этого необходимо сделать следующее: должны быть назначены помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации; следует организовать совещательный орган помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации; следует уделять особое внимание подготовке, повышению квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий для деятельности специалистов в области катехизации и педагогов церковно-приходских воскресных школ.

Епархиальная система подготовки кадров и повышения квалификации должна включать три основных составляющих: подготовка преподавателей для курсов катехизаторов (семинариях, в православных ВУЗах, на факультетах и кафедрах теологии); повышение квалификации действующих преподавателей (краткосрочные курсы); подготовка и переподготовка специалистов в области катехизации для приходов по различным профилям (помощник настоятеля, помощник благочинного, педагог-катехизатор, преподаватель, воспитатель, организатор воскресной школы, летнего лагеря, экскурсовод паломнических групп и т.п.).

Необходимо учреждать катехизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских центров, а в Епархии – на базе отделов религиозного образования и катехизации, семинарий и православных ВУЗов.

На приходском уровне предлагается проводить работу в следующих направлениях: оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения); пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия; совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания; систематическая духовно-просветительская работа (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.); православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу); приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни; катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.).

Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании.

Во многих приходах уже вводится система катехизации на основании 12-ти огласительных бесед перед Крещением. Уже можно говорить о систематическом  опыте проведения оглашения в Екатеринбургской епархии, и, конечно, необходимо собрать и проанализировать проблемы и успехи, трудности и подводные камни, с которыми столкнулись настоятели приходов, священники и катехизаторы, проводя катехизацию на приходах.

Каждому благочинному необходимо назначить помощника по религиозному образованию и катехизации для создания духовно-просветительского центра миссии и катехизации в отдельно взятом благочинии.

Катехизаторскому, Молодежному отделам, Отделу церковно-приходских школ необходимо начать работу по созданию единой, целостной, комплексной епархиальной образовательной программы катехизации для всех социальных групп и возрастов, учитывая  региональные и местные особенности.